Лев Николаевич Толстой затронул одну из важных нравственных проблем в романе-эпопее «Война и мир», – понятие об истинном и ложном героизме. На войне с Наполеоном было совершено немало отважных поступков. По мнению Толстого, героизм может считаться настоящим только в том случае, если человек готов совершить подвиг бескорыстно, не ради наград и славы. Основной движущей силой героя должно при этом являться чувство долга перед Отечеством, народом и товарищами по оружию.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого посвящен двум войнам: 1805-1807 годов и 1812 года. В каждой из этих войн писатель воссоздал эпизоды, которые разительно отличаются друг от друга. Таким подходом автор подчеркнул значения каждого из этих конфликтов как для истории России, так и для судеб персонажей, которые были в этих эпизодах изображены. Война 1805-1807 годов проходила вне территории России: страна участвовала в ней в качестве союзника. Говоря об этом историческом периоде, Толстой описывает сражения, где изображает настоящих героев.

Самым ярким эпизодом в Австрии становится Шенграбенское сражение. Писатель выражает свое восхищение командиром Тимохиным и его поведением во время смотра войск и на поле боя. Он совершил атаку и отбросил войска французов, тем самым дав возможность остальным батальонам навести порядок в подразделениях. Капитан Тушин - это еще один персонаж, которого Л. Н. Толстой считает героем. Этот человек обстреливал французов из четырех пушек, не имевших защиты. Этот малозаметный, скромный человек смог повлиять на исход битвы. На примере капитана автор показывает отличие истинного героизма от ложного. Когда Багратион отчитывает Тушина за брошенные на поле боя орудия, капитан теряется и не находит, что сказать. Князь Болконский видит замешательство смельчака и заступается за него. В этот момент ему становится несколько обидно за поведение капитана, столь отважного на поле боя и такого беспомощного перед начальством. Да, смелость и отвага нелегко даются простым солдатам.

Описывая битву под Аустерлицем, Толстой делает акценты не сколько на атаках, сколько на эпизодах, где возникла неразбериха в действиях частей. Болконский участвовал в обеих войнах: в 1805-1807 годах и 1812 году. Князь Андрей размышлял, по какой же причине битва под Аустерлицем была проиграна? И накануне сражения князь пришел к выводу, что главное значение имеет настроение народа, его дух, чувства людей и сила их патриотизма. В битве под Аустерлицем солдатам был непонятен смысл боевых действий, защита чужой земли казалась бессмысленным действием. Однако в войне 1812 года все сложилось иначе: перед Наполеоном предстала сплоченная армия, а вместе с ней народ, который был готов самоотверженно сражаться за страну и независимость. И простые люди, и солдаты знали, за что они борются, тогда как в войне 1805-1807 годов Россия была лишь союзником: люди были вынуждены по приказу отстаивать чужие интересы, а не честь своей Родины и свою свободу. Особенно полнотой это настроение отображено в Бородинской битве. В день, когда состоялось это сражение, в салоне Шерер собрались гости, чтобы прочитать с патетикой письмо императору. На этом патриотизм высшего света закончился. Автор показал, насколько велика пропасть между простыми людьми и аристократами.

В этот трудный момент люди создавали партизанские отряды, тем самым создавали заслон врагу. «Дубина народной войны поднялась со всею грозною величественной силой». Толстой изображает отряды Долохова и Денисова, повествует о дьячке, который возглавил отряд, о старостихе Василисе, которая смогла побить сотни французов. Толстой уделил внимание детальным описаниям народных героев, среди которых – Тихон Щербатый, крестьянин из отряда Денисова. Этот человек наделен изворотливостью и огромной жизненной силой: он не щадит врагов, которые ходят по его родной земле. Щербатый выслеживает французов днем и ночью, и после каждой своей вылазки он возвращался с трофеем: платьем или оружием французов.

Платон Каратаев – персонаж, по замыслу Толстого, противопоставленный Щербатому. Этот человек проповедует покорность и кротость. Платон готов смириться с происходящим и принять жизнь такой, какая она есть. По мнению Каратаева, все – и добро, и зло, идет от Бога, и людям остается только покориться его воле. Каратаев сохранил «мирные» крестьянские привычки даже в военном быту: старик все время занят каким-то делом и всегда готов оказать помощь другим. Для Платона все люди равны, врагов для него не существует. Образ Каратаева является собирательным и исторически реальным. Те черты, которыми наделил его автор, присущи немалой части русского крестьянства. Под покорностью божьей воли Платона и его отказу признавать существование опасности и зла скрыты его бессилие и пассивность. Такие качества не помогут в трудное время, когда по родной земле ходит враг. Лучшими чертами русского человека Толстой наделяет персонажей, активно противостоящих французам.

Кутузов – это еще один важный народный герой. Его образ особенно дорог автору, Толстой изобразил полководца с искренним восхищением и любовью. Писатель демонстрирует читателю две стороны этого персонажа: Кутузов – это хороший и простой человек, который при этом являлся талантливым полководцем. По мнению Толстого, ключевое достоинство данного персонажа заключается в том, что он связан с народом. Характер великого полководца изображен на совете в Филях: там Кутузов принял решение, которое было единственным верным – отступить. Такая команда напрямую повлияла на исход Тарутинской битвы. Кутузов мастерски руководит войсками в битве на Бородинском поле. В этом момент можно проследить, что Толстой противоречит сам себе. В романе он высказывал мысль, что только народ способен оказывать влияние на историю, а отдельные личности роли не играют. Кутузов как раз демонстрирует значение отдельного человека в истории. Гениальная личность – это такое явление в жизни, которое способно круто изменить ее.

Взаимосвязь между передовыми людьми России и народом в ходе войны 1812 года послужила источником движения декабристов. Такие мысли автора прослеживаются через слова юного Николеньки Болконского, сына князя Андрея, когда тот интересовался у Безухова, был бы согласен отец, если остался бы жив, с мыслями дяди Пьера о ситуации в России. Безухов ответил на это: «Я думаю, что да».

Одна из главных проблем, освященных в романе-эпопее Толстого – проблема патриотизма и единства с народом, проблема источника силы духа русских людей – делает этот непростой и местами противоречивый роман понятным каждому. Ведь такая проблема, как патриотизм, не может не волновать читателя.

Text.ru - 100.00%