Гуманизм — понятие огромное, всеобъемлющее. И все же, на мой взгляд, найти соответствующее русское слово не так уж и сложно. Человечность — вот что определяет его значение. Человечность должна воспитываться в нас с самого раннего детства, человечности учат нас многие мудрые книги. В их числе и роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Истинная гуманность автора проявляется во всем, а главное — в необыкновенном знании людей и их психологии. Толстой знает человека, кажется, полностью. Оттого и огромен размах проникновения автора в читательское сердце. Гуманизм в романе на многих уровнях: от размышлений об ужасе войны и до горячей линейки, которую Наташа приложила к своей руке. Ведь народ и личность в романе Толстого практически неразрывны: нет личности вне народа. Вот почему огромное внимание уделяет автор судьбе не только героев, но и всей России. Тем более, что речь идет о тяжелом военном времени.

В описании войны — наиболее яркие проявления толстовского гуманизма. Вспомним, чем была война для писателей-романтиков начала XIX века, хотя бы для Дениса Давыдова. И вдруг — совершенно иной взгляд. Толстой показывает самые страшные, самые омерзительные стороны войны. Не слава, не мужество и достоинство — кровь и слезы на первом плане у писателя. Он показывает перевязочный пункт и страдания людей. А Бородинскую битву — поворотную точку в ходе Отечественной войны 1812 года — мы видим глазами Пьера Безухова, — человека, ничего в войне не понимающего. И, смотря на происходящее с его точки зрения, еще отчетливее видим все ужасы войны.

Но не только военная тематика в романе «Война и мир» несет в себе человечность. Не меньше (а может быть, даже и больше) её — в отношении автора к героям. Читая роман, мы ясно чувствуем, кто из персонажей близок и дорог автору, а кто — нет. Наташа, Пьер и Андрей — пожалуй, самые любимые герои Толстого. Любит он и княжну Марью, и Николая Ростова, и старика Болконского — но не так сильно. По каким же критериям выделяет автор любимых героев?.. Человечность, гуманизм — вот что главное для него. И, конечно, простодушно-восторженная Наташа нам гораздо более симпатична, чем холодная Элен. Но почему же? Элен причиняет огромную боль и Пьеру, и другим. Но разве Наташа не причиняет такой же боли князю Андрею, его и своим родным?.. Тогда, казалось бы, какая между ними разница? Мучая других — часто сознательно! — Элен спокойна и горда собой. Угрызения совести, какие-либо сомнения ей неизвестны. А Наташа, сделав что-либо плохое, больше всех мучается от этого. И то, что ей стыдно, что ей больно — это поднимает и очищает её в наших глазах. Ведь Толстой отрицает права человека на ошибку, на неверный шаг. Напротив — он не любит тех своих героев, которые всегда и все делали идеально правильно. Он не любит холодную и непогрешимую Веру. Не любит он и Соню — такую верную в своей любви, но ни разу не ошибавшуюся. Порядочность, гуманность — не в том, чтобы не отступаться. Но переживать свои ошибки, свои проступки всей душой — в этом и есть проявление человечности, гуманизма.

Конечно, это сочинение — лишь небольшая иллюстрация к роману Льва Николаевича. Всех примеров здесь не привести, да и цели-то такой нет. Роман «Война и мир» пронизан философией гуманизма весь, до основания. Что же более всего ценит автор?.. Жизнь. Жизнь, любые ее проявления — в суровости старого князя Болконского, в жизненных исканиях Пьера, в быстром взгляде Наташи... Жизнь и человечность — вот то, что определяет весь дух романа.