Логотип сайта

Крупным событием в литературе было опубликование поэмы «За далью — даль» (1950—1960).

Поэма имеет подзаголовок «Из путевого дневника» — этим поэт связывает ее содержание со своими поездками в Сибирь, на Дальний Восток, в Якутию. Поездки по стране дают возможность поэту отразить жизнь народа, вспомнить прошлое, заглянуть в будущее.

Образ Родины является тем сюжетообразующим звеном, которое делает произведение монолитным целым.

В идейно-художественном содержании поэмы огромная роль принадлежит автору-повествователю, который охвачен пафосом постижения «далей» страны — ее краев, городов, начиная с Подмосковья и кончая Владивостоком. Автор — не просто путешественник, знакомящийся с новыми «далями» — он осмысляет увиденное с позиций своего времени, учитывая и окончившуюся войну, и историческое прошлое своей Родины. Название глав отражает открывающиеся взору путешественника дали («За далью — даль», «В дороге», «Две дали», «Огни Сибири», «Москва в пути», «На Ангаре», «К концу дороги»); его размышления о своей жизни («Две кузницы», «С самим собой»); его встречу с другом юности («Друг детства»); мысли об окончившейся войне («Фронт и тыл»), о литературе и литераторах («Литературный разговор»), осмысление культа личности и дальнейшего пути к новым вершинам страны и народа («Так это было», «До новой дали»).

Композиция поэмы в какой-то степени родственна композиции поэмы «Василий Теркин». В обеих поэмах нет сквозного сюжета, нет героев, судьба которых нашла бы отражение в ряде глав. Если в поэме «Василий Теркин» отражались события войны, то идейный смысл поэмы «За далью — даль» можно выразить словами: страна, народ и сам поэт в пути к новым далям, к новым свершениям.

В поэме эпический охват действительности сочетается с глубокими философскими обобщениями. Объединяя содержание поэмы, автор-повествователь выступает в роли рассказчика и лирического героя, нигде не отделяет себя от судьбы Родины и жизни своего народа. Поэтому в его сознании органически соединяются образ родины «малой» и «большой»:

Я еду. Малый дом со мною,
Что каждый в путь с собой берет.
А мир огромный за стеною,
Как за бортом вода, ревет.

Жестокая память войны рисует народную трагедию прошлого, когда дымились «вновь и вновь руины» городов и деревень. Поэт слагает гимн своему народу, одержавшему всемирно-историческую победу и открывшему новые дали для строительства и созидания:

Народ — подвижник и герой —
Оружье зла оружьем встретил.
За грех войны карал войной,
За смерть — печатью смерти метил.

Сквозной темой, проходящей через поэму, является тема поэта и поэзии. Вслед за Маяковским А. Твардовский считает, что поэт всем своим творчеством связан с народом — он поистине «народный водитель и народный слуга». Поэту многое дано. Его талант принадлежит не только одному ему, но и его народу. Поэтому для поэта самое главное — сохранить связь с народом, с его жизнью, а это значит — сохранить жар творчества, его запал.

Поэма Твардовского — это взволнованный рассказ, говоря словами Маяковского, «о времени и о себе». Свою жизнь и творчество поэт никогда не отделял от народа, делил с народом радости мирной жизни и горести военного лихолетья:

Иль не меня четыре года,
Покамест шла войны страда,
Трепала всякая погода,
Мотала всякая езда.
И был мне тот режим не вреден,
Я жил со всеми наравне.

И мирные дни, наступившие после окончания войны, поэт воспринимает как новый призыв к творчеству. Страна так велика, так много неизведанных далей, так много материала для творчества, что поэт должен стремиться все изведать и везде поспеть:

Я сердце по свету рассеять Готов.
Везде хочу поспеть.
Нужны мне разом
Юг и Север,
Восток и Запад,
Лес и степь.

Для произведения характерна обостренная любовь поэта к Родине, к тем родным заветным далям, которые народ отстоял в битвах Великой Отечественной войны.

Он слагает гимн Волге-матушке, встреча с которой — великая радость для всех пассажиров скорого поезда «Москва — Владивосток». Волга вобрала в себя «семь тысяч рек», и поэтому она считается символом России.

Вбирая в свое сознание окружающие дали, проплывающие за окнами скорого поезда, поэт соотносит их со своей малой родиной, со своими родовыми корнями.

Так, в главе «Две кузницы» Твардовский говорит об Урале и называет его с сыновней нежностью «Батюшка-Урал»:

Урал!
Завет веков и вместе —
Предвестье будущих времен.
И в наши души, точно песня,
Могучим басом входит он — Урал!

В то же самое время он вспоминает родную кузницу Загорья, которая научила его ценить труд отца-кузнеца, признанного в округе, ибо «без железной кочедыжки и лаптя даже не сплести».

Поэт вспоминает о кузнице Загорья с чувством сыновней благодарности за то, что он познал чудеса, какие может творить «союз огня с металлом», и за то, что приобщился к народной мудрости, к жизненному оптимизму.

Дали родной страны помогают поэту всегда помнить о малой родине, и он признается:

С дороги — через всю страну —
Я вижу отчий край смоленский.

Поэт выражает чувство радости, что он «оттуда» — «из той зимы, из той избы», что он всегда чувствовал себя не баловнем «особой избранной судьбы», а частью народа.

Неоднократно говорится в поэме о том, что счастье свое поэт видит в служении Родине:

Я счастлив жить, служить отчизне,
Я за нее ходил на бой.
Я и рожден на свет для жизни —
Не для статьи передовой.

Современность помогает поэту по-новому осмыслить прошлое Родины. Воспевая современную Сибирь, он вспоминает песни о ссыльных и каторжниках дореволюционной Сибири:

И в старых песнях не устал
Взывать с тоской неутолимой
Твой Александровский централ
И твой бродяга с Сахалина.
Да, горделивая душа
Звучит и в песнях, с бурей споря,
О диком бреге Иртыша
И о твоем священном море.

Современная Сибирь — это край «перемен бесповоротных», это мир огней. Сибирь — это Россия, Москва, это «звездная Сибирь».

Лирический пафос поэмы не только в частых отступлениях, в которых передается поэтическое восприятие жизни, современности, но это и целые главы, в которых осмысляется соотношение поэта с современным миром. Счастье свое поэт видит в том, что его судьба соединила с судьбой народа:

Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу — света и тепла.
И сказок в трепетную память,
И песен матери родной,
И старых праздников с попами,
И новых с музыкой иной.

Поэт благодарен жизни за то, что он делил с народом не только радости, но и горести. Он тяжело воспринимает встречу в дороге с другом детства, который был его лучшим сверстником. Но судьба друга была трагичной. Эта глава выражает человечность поэта, его верность старинной дружбе, чувство горести и сочувствие судьбе друга, не-справедливо пострадавшего в годы культа личности.

Жизнь в осмыслении Твардовского — это движение, это нескончаемая дорога, по которой идет народ, человек, человечество. Образы Дороги и Жизни — центральные образы и в других поэмах Твардовского: «Страна Муравия», «Василий Теркин» и «Дом у дороги».

Народ-созидатель, народ-строитель, народ-преобразователь жизни — главный герой в поэме Твардовского. Поэтому так ярка, впечатляюща картина покорения Ангары.

Герои строительства на Ангаре обрисованы поэтом как чудо-богатыри, обладающие огромной волей, упорством и мужеством, вобравшие в себя все прекрасные качества своего народа:

То был порыв души артельной,
Самозабвенный, нераздельный,—
В нем все слилось — ни дать, ни взять:
И удаль русская мирская,
И с ней повадка заводская,
И строя воинского стать.

В покорении Ангары, как и в годы Великой Отечественной войны, в полную силу проявилась дружба народов, ибо эта стройка объединяла народы страны:

Тут были: дальний украинец
И житель ближних мест — бурят,
Казах, латыш и кабардинец,
И гуще прочих — старший брат.

Поэма Твардовского — одно из ярких произведений литературы 50—60-х годов, в котором запечатлен героический труд советского народа послевоенного периода.

С большой горечью пишет поэт о трудной жизни смоленской деревни после окончания войны. Его тревожит судьба тетки Дарьи.

С ее терпеньем безнадежным,
С ее избою без сеней,
С трудоднем пустопорожним,
С трудоночью — не полней.

В заключении поэмы поэт благодарит Родину за великое счастье «с тобою быть в пути твоем», еще раз подчеркивает единство своих стремлений и помыслов с Родиной, с народом.