Логотип сайта

Уже в начале литературного пути Александр Трифонович Твардовский проявил приверженность к произведениям лиро-эпического жанра. Его эпос, однако, отмечен глубоким внутренним лиризмом, поэзия отличается психологической разработкой характеров. Поэмы А. Твардовского в целом, и созданные в тридцатые годы в частности, запечатлели движение молодой Советской страны, народа на всех его важных исторических этапах.

Подлинным событием в поэзии 30-х годов стала поэма «Страна Муравия» (1936). Естественно, проблемы, поднятые в ней Твардовским, волновали не только его одного. Можно вспомнить роман «Поднятая целина» М. Шолохова, «Бруски» Ф. Панферова. Поэты братских республик М. Миршакар, М. Турсунзаде, Я. Купала, Я. Ухсай и другие также обратились в своих произведениях к великим сдвигам в жизни народов, строящих социализм: к тому, как на глазах менялся человек-труженик, его представления, категории мышления, как формировалось новое, социалистическое отношение к труду. Герои произведений этих поэтов, как и Никита Моргунок из «Страны Муравии», ищут свое счастье и находят его на пути к новой жизни. Переосмысляя традиционный для фольклора многих народов мотив странствий в поисках счастья, поэты по-разному, во множестве неповторимых примет жизни своих народов, запечатлели эпоху великих перемен в судьбах крестьянства, духовный рост человека.

Поиски нового, утверждение его в жизни всегда непросты. Так, немало испытаний выпадает на долю трактористки Олеси («Песня трактористки», 1933; «Вторая песня трактористки», 1933 П. Тычины), прежде чем она выходит победительницей.

Поэзия 30-х годов о жизни деревни, утверждая правду времени и правду человеческих характеров, воссоздавала судьбы людей, для которых годы коллективизации стали временем второго рождения. Герои произведений белорусских поэтов Я. Купалы, А. Кулешова, азербайджанца С. Вургуна («Слово о колхознице Басти», 1937), армянина Н. Зарьяна при всей их ярко выраженной национальной окрашенности, приверженности поэтов литературным традициям своих народов близки внутренним пафосом. Они отразили победу нового в жизни, искания и трудности переходной поры, энтузиазм простых тружеников, ощутивших себя хозяевами своей судьбы, своей страны. И поэтическим выводом звучало: путь в счастливое будущее прокладывают они сами, сегодня, сейчас. Легендарная «Страна Муравия» — страна крестьянской мечты — создается их руками на их родной земле.

Наиболее полно, емко, образно отразил в поэзии важнейший процесс современности — поворот крестьянина к социализму — поэт А. Твардовский, и его Никита Моргунок стал своего рода открытием в поэзии.

Грандиозные свершения, перемены в общественной и хозяйственной жизни страны определили творческие поиски тех художников, чьи поэтические биографии начались в начале века. С большей или меньшей степенью полноты этим было отмечено в 30-е годы творчество Б. Пастернака, В. Инбер, П. Антокольского. Далеко не у всех из них творческие поиски принесли ощутимые результаты: процесс перехода к новым темам, к новым принципам освоения действительности никогда не бывает легким и безболезненным.