Вопрос отношения человека к результатам своего труда актуален во все времена. Одни воспринимают свою работу как важное и значимое дело, другие относятся к ней с равнодушием или даже разочарованием. Именно эту проблему поднимает Антон Павлович Чехов в предложенном тексте.
Автор рассказывает о двух персонажах — инженере Ананьеве и его помощнике, студенте фон Штенберге, — которые участвуют в строительстве железной дороги. Их взгляды на труд противоположны. Фон Штенберг считает, что от их работы ничего не останется: «пройдут две тысячи лет — и не останется и пыли». Он не видит смысла в строительстве, воспринимая труд как нечто бесполезное. Этот пример демонстрирует пессимистичное отношение студента к результатам труда: он считает, что всё рано или поздно исчезнет и забудется.
Инженер Ананьев, напротив, убеждён в пользе своей работы. Он говорит: «если бы все стали так мыслить, как вы, то невозможен был бы ни прогресс, ни наука, ни искусство, ни само мышление». Ананьев считает, что труд придаёт жизни смысл, «даёт ей краски, звуки, мысли». Таким образом, Чехов противопоставляет два взгляда: пессимизм и разочарование — с одной стороны, и уважение к труду, вера в его ценность — с другой.
Оба примера дополняют друг друга и помогают читателю лучше понять идею автора: отношение к труду зависит от мировоззрения человека, от его способности видеть перспективу и значение даже в малом деле.
Я полностью согласна с позицией А.П. Чехова. Действительно, человек, который осознаёт ценность своей работы, способен менять мир к лучшему, пусть даже и не сразу. Например, моя подруга долго и усердно готовилась к экзаменам. Получив высокий балл, она была счастлива, ведь её усилия принесли желаемый результат — поступление в престижный вуз. В то же время один из её одноклассников отнёсся к экзаменам равнодушно, провалил их и не испытал никаких эмоций. Это показывает, как по-разному люди могут оценивать свои старания и их последствия.
Таким образом, можно сделать вывод: отношение человека к результатам своего труда зависит от его жизненных ориентиров, внутренней ответственности и умения видеть смысл в том, что он делает. Уважение к своему труду формирует личность, придаёт смысл жизни и способствует развитию общества.