Внутренний мир человека всегда скрыт от посторонних. Мы видим всегда только его внешнюю оболочку. Что же такое – внутренний мир? Это характер, чувства, мысли, желания и стремления. Внешний облик – это лицо, причёска, одежда, манера поведения. Но всегда ли люди, наделённые внешней красотой, бывают так же прекрасны в общении с окружающими? И наоборот: внешне непривлекательные, обычные серые «мышки» могут проявлять духовную красоту, способность на подвиг или самопожертвование? Как показывают произведения отечественной литературы, не всегда внешний и внутренний мир гармонично взаимосвязаны.

В рассказе А.Платонова «Юшка» идёт повествование о судьбе одинокого юродивого человека – Ефима Дмитриевича. Убогость и нищенские лохмотья вызывают у жителей города неприятие, иногда даже отвращение. Юшка не следит за собой. Одежду он носил годами, пока она не истлевала. Не заботился он об обуви и пище, носил и ел то, что давали. Получал копеечное жалование и куда-то его тратил… В итоге этот человек стал предметом насмешек и издевательств. Дети травили его, бросали комья грязи, иногда кидали палки и камни. Юшка не только не сопротивлялся, наоборот, улыбался и говорил ребятам, что так они его любят. Один горожанин, будучи не в духе, толкнул однажды Ефима Дмитриевича и тот упал и умер. Только спустя несколько месяцев жители городка узнали о существовании воспитанницы Юшки – убогого юродивого. Девушки, оставшейся без родителей, которую он устроил к людям и каждый год возил ей деньги, заработанные за год, чтобы она могла учиться. И вот выучившись, воспитанница приехала в городок, где жил Ефим Дмитриевич, чтобы вылечить его. Оказалось, что внешне непривлекательный, неопрятный нищий человек был наделён щедрой прекрасной душой.

В наше время тоже встречается подобное несоответствие. Героиня рассказа Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» тоже вызывает неприятие у своих одноклассников. Лирический герой рассказа так и говорит: «Светку мы не любили: причин было много. Первая из них то, что она была рыжая, бледное лицо покрывали крупные веснушки. Одевалась она не по моде, а в то, что было в доме». А в доме кроме неё было две сестрёнки и одинокая мать. Денег не хватало на необходимое. Единственным её достоянием были потёртые джинсы. Но даже и за них её презирали в классе. Девочка так и жила: чужая среди своих. В классе была традиция: по окончании учебного года ездить на озеро. Светка тоже ездила со всеми. Она брала с собой бутерброды и держалась отстранённо. Но вечерами, когда мальчишки ходили рыбачить на озеро, она выплывала в лодке на середину водоёма и «выла». Так считали ребята. Они ненавидели её и за это, потому что она распугивала своим «воем» рыбу. После девятого класса они не пустили девушку на озеро, выкинув её сумку на берег. А спустя несколько лет повествователь узнал в оперной диве свою одноклассницу. Света достигла цели, закончила консерваторию и стала певицей. Герой был поражён и голосом, и красотой девушки. Только теперь он осознал, насколько жесток был класс с бедной Рыжухой. В конце повествования он пишет, что Светка была золотой, а рыжим был весь класс.

А.П. Чехов считал, что в человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и одежда, и мысли. Но, как показывает литература и жизнь, так происходит не всегда.

Text.ru - 100.00%