Наша жизнь всегда непредсказуема. Предугадать наверняка ничего нельзя. Каждый боится оступиться, совершить ошибку и не справиться с последствиями этого шага. Но были бы мы такими, какими являемся сейчас, без этих проб и ошибок? Поступая всегда безошибочно, мы бы оставались на месте, не развивались, не совершенствовались. Стоит ли этот страх таких жертв? Многие писатели рассуждают на эту тему, показывают проступки своих героев, их последствия. Но всегда герои находят в себе силы для того, чтобы принять ошибку, извлечь из неё урок, подняться и двигаться дальше.
Главная героиня Кристины Старк из книги «Аспид» служит ярким примером. Кристи МакАлистер родилась в богатой и могущественной семье, однако старшие МакАлистеры необычайно религиозны. Кристи выросла в роскоши: старинные скульптуры в доме, масляные полотна, её ножки бегали по мрамору, а саму её наряжали в шелк и бархат, украшая золотом и платиной. Казалось бы, у неё было всё, о чем большинство детей могли только мечтать. Но всё богатство меркло при виде церкви, которую семья посещала каждый день. Девочка не видела ничего, кроме Библии. Городские кинотеатры, парки развлечений, клубы и рестораны были закрыты для неё, потому что её религиозная семья считала, что это места самого дьявола. Конечно, Интернета и музыки у неё тоже не было. Потому повзрослев, Кристи поняла, что такая жизнь не для неё. Она хотела веселиться, как и многие девушки её возраста, ходить на танцы, городские праздники и концерты, делать то, что её хотелось бы, но страх совершить проступок, ошибку, которая будет равносильна греху в её семье – останавливал её с самого детства. Но желание попробовать стало сильней. Героиня понимала, что за свободу распоряжаться своей судьбой потребуют самую большую цену, но она решила, что должна действовать. Лишившись денег и покровительства семьи, Кристи столкнулась с самостоятельной жизнью, где могла принимать решения сама. У неё было много проб, ситуаций, в которых она не знала, что делать и как ей быть дальше, но это не испугало её. Благодаря ошибкам она училась и узнавала много нового, но самое главное, что она вынесла для себя из них – это то, что она счастлива и готова совершать поступки снова и снова, даже если есть риск ошибиться.
Не только современные авторы затрагивают тему проб и ошибок, но и русские классики писали об этом в свое время. Например, Максим Горький в своей пьесе «На дне» показал, что не всегда опрометчивые действия могут привести к хорошему результату. Герои его пьесы стали отбросами общества, людьми, которые опустились на самое дно из-за серьезных поступков. И которые уже не смогут выбраться. Наиболее полно это показал Актер. Мужчина, который раньше работал в театре – погубил себя и свою жизнь в алкоголе, а после он оказался в ночлежке с пропащими людьми, как и он сам. Актер не хотел работать, не хотел брать себя в руки и исправлять своё положение, но до тех пор, пока в жизни всех обитателей не появился старик Лука. Именно он дал Актеру надежду на то, что тот сможет вылечиться от алкогольной зависимости в бесплатной лечебнице, стоит лишь воздержаться сейчас и поработать немного. И у героя действительно был шанс исправить свои ошибки, начать достойную жизнь. Только вот узнав, что Лука ушел, так и не сказав название города с лечебницей, Актер забыл про свою силу воли и перестал надеяться. А после совершил свою самую главную ошибку, последствия которой исправить уже не удастся. Актер покончил жизнь самоубийством.
Казалось бы, что в жизни важно всегда действовать и пробовать что-то новое. Да, важно, но каковы будут последствия – зависит только от человека. Два героя от разных писателей разных времен, каждый решился попробовать изменить что-то в своей жизни, но их действия привели к разным результатам. Жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок, безусловно, хорош, но прежде, чем действовать, стоит подумать, стоит ли оно того.
***