Рассказом считается малый жанр художественной литературы. Среди отличительных признаков – малый объем, узкий круг персонажей и сюжетов, а также – небольшой спектр затрагиваемых вопросов и проблем. Среди других жанров художественной литературы рассказ содержит наибольшую концентрацию мыслей и чувств, которые автор хранит и раскрывает в характерах действующих лиц произведения. Поэтому, если возникла необходимость провести анализ рассказа, следование правилам, указанным далее, может существенно облегчить процесс. Что это за правила? Давайте разбираться.

Шаг № 1 – прочтение.

Внимательно прочтите рассказ, особое внимание уделив возникшим чувствам и ассоциативному ряду. Можно коротко записать мысли, пришедшие в голову при чтении, первое впечатление, произведенное персонажами, свои выводы относительно проблематики рассказа.

Шаг № 2 – сюжет.

После прочтения нужно выделить главный сюжет произведения. Затем нужно понять, кто из действующих лиц – главное, а кто – второстепенное. Не лишним будет определить и главное событие, вокруг которого развивается сюжет.

Шаг № 3 – сюжетная схема.

Как и в любом другом художественном произведении, в рассказе должны присутствовать следующие элементы: экспозиция (описание условий, предшествовавших событиям рассказа), завязка (первое проявление конфликта; требует особого внимания от читателя); развитие (самая динамичная часть рассказа; как правило, именно здесь описываются и раскрываются действующие лица); кульминация (наивысшая точка рассказа; именно здесь все эмоции, характеры и события приобретают наибольший размах); развязка (разрешение конфликта, прояснение мотивации персонажей; чаще всего именно здесь автор выявляет свое отношение к героям); эпилог (описывается дальнейшая судьба персонажей). Из-за особенностей жанра часть вышеперечисленных элементов может подаваться кратко либо отсутствовать в принципе.

Шаг № 4 – композиция.

После прочтения рассказа стоит разобраться в том, насколько взаимосвязаны и последовательны его элементы. Стоит обратить внимание на моменты, когда автор вводит или выводит действующих лиц из повествования.

Шаг № 5 – внутренний мир рассказа.

Стоит обратить внимание на то, какие описания внешности, пейзажей или интерьеров использует автор для создания внутреннего мира рассказа.

Шаг № 6 – способы изображения.

Монолог (в том числе – внутренний), диалог, рассказ от 3-го лица – вот лишь некоторые способы, которые могут использоваться автором для изображения сюжета. Также стоит обратить внимание на места, где автор выражает свое отношение к происходящему и как он это делает (через любимого персонажа, самостоятельно или намекая).

Шаг № 7 – образы персонажей.

Необходимо проанализировать образы присутствующих в рассказе персонажей. Из-за их небольшой численности (не больше 3 персонажей). Необходимо описать характеры и взаимоотношения персонажей, выявить уникальные черты каждого из них. Дополнительным «бонусом» могут стать цитаты из текста. Стоит продумать значение главных и второстепенных персонажей для развития сюжета и выражения главной мысли рассказа. Доля этого разбора в анализе должна быть наибольшей.

Шаг № 8 – стиль.

В этом пункте стоит осветить такие вопросы, как место рассказа в творчестве писателя, сходство вынесенных в рассказ идей с личными взглядами автора. Дополнительной «опорой» при написании этого пункта можно сделать биографию автора и сжатый пересказ его творческого пути. В этом могут помочь энциклопедии, справочники, монографии и статьи о писателе.

Шаг № 9 – собственное мнение.

Чтобы закончить анализ, можно выразить собственное мнение о рассказе, опираясь на записи, сделанные «по горячим следам» после прочтения. Если вышло так, что мнение автора и ваше мнение разошлись – на это стоит указать в максимально корректной форме, не претендуя на «истину в последней инстанции».

Text.ru - 100.00%