Силлабическая система стихосложения активно применялась и применяется в тех языках, где ударение в словах имеет фиксированное положение. Происходит это по той причине, что ударение здесь не рассматривается как фактор, влияющий на рифму. В этой роли выступает одинаковое число слогов в каждой строчке. При всем этом данное количество влияет на размер силлабики. Вот пример пятисложного стихотворения, написанного В.К. Тредиаковским:

С одной страны гром
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!

В силлабической системе стихосложения смежные строки, чаще всего, рифмуются, при этом допускается чередование строк разного размера. В отечественной литературе встречается преимущественно женская рифма с ударением на предпоследнем слоге, как в стихотворении А.Д.Кантемира:

Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав, летящи дни века проводити
Можно и славу достать, хоть творцом не слыти.

Такая ситуация вызвана тем, что силлабическая система стихосложения пришла в русскую литературу с польской, где была популярна именно женская рифма. Способствовал этому Симеон Полоцкий, который собственноручно перевел силлабическим стихом Псалтырь. После этого данная форма поэзии стала активно распространяться, постепенно замещая тоническую систему. В силлабической системе стихосложения могли использоваться строки разного размера. Самые популярные – это триннадцатисложники, один из которых есть в репертуаре А.Д. Кантемира под названием «К уму своему»:

Что же пользы иному, / когда я запруся //
В чулан; для мертвых друзей / живущих лишуся?//
Когда все содружество, / вся моя ватага //
Будет чернило, перо, / песок да бумага? //

Не сложно заметить большую длину этого произведения, и появляющаяся из-за этого сложность его воспроизведения. Для облегчения этого было введено понятие цезура, то есть, пауза, используемая в середине строки.

Силлабическая система стихосложения в чистом виде использовалась в русской литературе очень недолго – с конца семнадцатого до начала восемнадцатого века. В большей степени она была схожа с польской поэзией. Среди авторов данного жанра можно выделить Кариона Истомина, Антиоха Кантемира, Сильвестра Медведева, Симеона Полоцкого и многих других. Их творчество являлось очень ценным для дальнейшего развития уже силлабо-тонической системы.

Причин, по которым силлабическая система стихосложения не получила должного развития в России масса, но основную выделить несложно – это сама структура языка, которая не имеет строгого расположения ударения, что даже при равном количестве слогов не делает стихотворение ритмичным. Так, довольно сложно прочитать произведение Симеона Полоцкого:

Срам честный лице девы вельми украшает,
Егда та ничесоже нелепо дерзает.
Знамя же срама того знается оттуду,
Аще очес не мещет сюду и онуду.

И причина не в наличии своеобразной лексики, а в том, что здесь использована силлабическая система стихосложения. Хотя стоит отметить, что данный стиль очень часто применялся авторами и позже, только в виде отдельных вставок в произведения. В таком случае силлабическая система стихосложения придает тексту эффект старорусского изложения, что в исторических произведениях очень кстати.