Тоническое стихосложение в нашей стране предшествовало появлению силлабо-тонического. Его особенность состоит в том, что ритмообразующим фактором является определённое (равное или периодически повторяющееся) количество ударений в каждой строке стихотворения.

В Европе тоническое стихосложение зародилось в кельтской и древнегерманской литературе, происходило это в период раннего Средневековья. В данном стиле написаны многочисленные героические эпосы, поэмы, рыцарские романы. Распространение этой формы написания стихов обуславливалось тем фактом, что она лучше всего подходила к особенностям языка, произношению и употреблению отдельных слов, в которых ударение могло падать на разный слог.

В тоническом стихосложении, в зависимости от количества ударений в каждой строке, выделяются определенные размеры тоники – трехударный стих, четырехударный стих и так далее. Еще одна очень важная классификация, применяемая в данном стиле, зависит от величины межударного интервала, то есть, от количества безударных слогов. На его основании выделяют тактовик, дольник, акцентный стих и верлибр.

Тактовик – это форма тонического стихосложения, при которой межударный интервал равнялся одному, двум или трем слогам. В таком стиле часто писали российские поэты первой половины двадцатого века. Пример тактовика можно увидеть в стихотворении А.А. Блока «Из газет»:

Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.

Дольник в тоническом стихосложении имел межударный интервал от одного до двух слогов. Этот стиль был любим такими авторами, как А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин и так далее. Интересный дольник есть у А.А. Ахматовой:

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Акцентный стих является одной из наиболее интересных и свободных форм в тоническом стихосложении. Он подразумевает межударный интервал от нуля до шести слогов. Такие стихи очень похожи на разговорную речь, но, при этом, имеют свой, своеобразный ритм. Акцентным стихом часто писал В.В. Маяковский:

Ну, это совершенно невыносимо!
Весь как есть искусан злобой.
Злюсь не так, как могли бы вы:
как собака лицо луны гололобой -
                взял бы
                   и все обвыл.

Верлибр в тоническом стихосложении применялся довольно редко, он очень близок к прозе, так как при его написании не обязательно использование метра и рифмы, но при этом есть признак и поэзии – деление произведения на отдельные строки. В двадцатом веке верлибр был широко распространен в Европе и Америке, российские поэты обращались к нему не так часто, но все же можно найти такие произведения:

Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов…

Эти строки из стихотворения А.А. Блока в доступной форме дают понять, что такое верлибр.

Очевидно, что тоническое стихосложение в России существенно потеряло свою популярность после изобретения силлабо-тоники, но, несмотря на это, все же многие авторы периодически обращались к данной форме поэзии.