Самым популярным спектаклем в российских театрах в середине девятнадцатого века была пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Сам император Николай I хвалил эту пьесу. Гоголь мог стать самым богатым писателем своего поколения, однако совершил ошибку при заключении контракта с театром. Обо всем этом в статье про историю легендарной пьесы.

История создания

В начале 1830-х годов Гоголь познакомился с классиком русской литературы Пушкиным. В одном из разговоров великий поэт рассказал автору «Вечеров на хуторе...» историю, как в маленьком провинциальном городке его приняли за ревизора (речь шла об Оренбурге, когда у Пушкина было собственноручно подписанный императором допуск к архивам) и щедро наградили подарками и почестями. Оба долго смеялись, а потом Гоголь заявил: «Хочу написать такую пьесу!» Пушкин поддержал идею, но попросил, чтобы некоторые факты из его истории Гоголь упомянул в пьесе. Кстати, тема заезжих столичных знаменитостей в маленькие города России, которых принимали за ревизоров уже однажды прозвучала в литературе: украинский писатель Квитка-Основьяненко писал повесть «Приезжий из столицы». Гоголь сам был родом из тех земель, поэтому наверняка знал это произведение.

В начале 1836 года Гоголь закончил черновой вариант и зачитал его группе гостей во главе с В. Жуковским. Все смеялись до упада и уговаривали Николая Васильевича срочно нести пьесу в театр. Однако дальше Гоголя ждало разочарование: многие театры боялись даже браться за пьесу, так как считали, что она бросает тень на чиновничий аппарат российской империи. На самом деле, администрация театров просто боялась репрессий со стороны жандармов. Гоголь был готов отказаться от своей идеи. Но о случившимся узнал Жуковский, который был лично знаком с императором и обучал его сына, будущего императора Александра II. Жуковский понес текст пьесы главе государства.

История успеха

Император был в восторге. А когда он узнал, что пьесу не берут, отдал приказ чиновникам в Петербурге издать разрешение для постановки пьесы. Николай Гоголь сразу же обратился в театр. Условий сотрудничества было два: единоразовая плата за использование авторского права, либо небольшой процент от продажи билетов. Гоголю деньги нужны были срочно, поэтому он выбрал первый вариант. Эх, если бы он знал тогда, что пьесу будут ставить несколько раз в месяц (а в сезон и вовсе были случаи несколько раз в день), она будет собирать аншлаги… Гоголь мог бы заработать целое состояние, став самым богатым писателем своего времени, а возможно и одним из самых богатых людей Петербурга.

Позже на одну из постановок пожаловал император. За весь спектакль он ни разу ни пожалел о том, что дал добро на постановку. Говорили, что за свою жизнь он более десяти раз был на спектакле, водил свою семью и рекомендовал всему своему окружению. Именно Николаю I приписывают фразу, сказанную о «Ревизоре»: «За эту пьесу, достанется всем, особенно мне». Он понимал, насколько правдивы русские реалии, показанные на сцене.

Но людям долгое время было сложно привыкнуть к одному: почему на сцене так и не появился настоящий ревизор и всех не наказал. Более 10 лет на сцене ставили еще и продолжение «Ревизора», сделанное «по заявкам» посетителей. Тогдашним людям обязательно нужно было увидеть, что государство обязательно всех покарает. Сам Гоголь не понимал этот ход театра, но ничего сделать не мог, ведь фактически продал права на постановку.

Кстати, по мнению многих самого Хлестакова, Гоголь взял ни с кого-то, а с самого себя. Он очень любил выдумывать истории, да настолько, что потом сам в них верил: то ограбили его, то дачу он себе покупает огромную, а то и вовсе желудок у него перевернутый.

Популярность пьесы пережила самого автора на века. Она пользовалась популярностью и в советское время, ставят ее и сегодня во многих городах Восточной Европы и даже далеко за её пределами.