Я ещё не люблю тебя, человече, но в эти ночи я не раз готов был заплакать, думая о твоих страданиях, о твоем измученном теле, о твоей душе, отданной на вечное распятие.
Леонид Николаевич Андреев «Дневник сатаны».
Цель урока:
Познакомить учащихся с концепцией творчества Леонида Андреева; углубить понятие анализа произведения, воспитывать уважение к личности человека, неприятие терроризма.
- Почему автор посвящает свой рассказ Л.Н.Толстому?
Андреев, также как и Толстой, страстно выступает против зла и насилия, но не верит в очищение общества от социальных пороков через религиозно-нравственную идею непротивления злу насилием. - Какие чувства у вас вызывает министр из первой главы? Почему?
- Как автор рисует портреты героев? (Дать цитатную характеристику каждому герою, оформить в тетради выписками.)
- Как Андреев рисует портреты уголовников, тоже приговоренных к смертной казни? (Оформить в тетради выписками из текста.)
- Какую вечную проблему затронул автор в главе «Поцелуй и молчи»? Как он решает её в этой главе? (Духовная преемственность вытекает из благородных взаимоотношений отцов и детей.)
- В какой главе Андреев наиболее ясно излагает свое отношение к терроризму, к проблеме соотношения добра и зла?
Вернер «содрогнулся от того, что вновь пришла и поразила в самое сердце мысль, что все содеянное им – роковая ошибка. И наступило прозрение. И тюремные стены упали… С тем удивительным просветлением духа…»
- Что такое раскаяние, как его рисует Андреев? Верите ли вы в раскаяние главного террориста?
- Какую роль в рассказе автор отводит пейзажным зарисовкам? Выпишите в тетрадь примеры параллелизма.
- Как герои идут на эшафот? Почему автор перемешивает своих героев: уголовников ставит рядом с идейными террористами?
- За такой финал марксисты критиковали Андреева, считая, что его герои принимают смерть, «как безнадежно больной ложку лекарства». Согласны ли вы с этим утверждением?
- Как рисует автор взаимоотношения заключенных и тюремных надзирателей? Почему?
- Андреев писал в письме:
«Велик ужас казни, когда она постигает людей мужественных и честных, виновных лишь в избытке любви и чувства справедливости, здесь возмущается совесть. Но ещё ужаснее веревка, когда она захлестывает горло людей слабых и темных… Даже последнему безумному ужасу - просвещенный ум и закаленную волю, Муся - свою чистоту и безгрешность… а чем могут отозваться слабые грешные, как не безумием, как не глубочайшим потрясением всех основ своей человеческой души?»
Нарисуйте концептуальную схему рассказа Леонида Андреева. - Какова идея рассказа? Актуален ли рассказ сегодня?
- Заключительная работа: Эссе на тему терроризм и современная действительность.
Читаемое в разделе:
- Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
- Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»
- Урок по теме: Анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
- Урок по теме: рассказы В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
- Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
- Урок – дискуссия по теме: Коллективизация в отечественной литературе ХХ века
Ранее опубликованные в разделе:
- Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
- Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
- Урок – дискуссия по теме: Коллективизация в отечественной литературе ХХ века
- Урок по теме: рассказы В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
- Урок по литературе: Бродский И.А. - «Зимним вечером на сеновале»
- Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»