Цель урока:
Через подробный анализ стихотворения раскрыть особенности поэтического мировосприятия поэта и возможности прочтения стихотворения.
1. Слово учителя:
Иосиф Бродский – выдающийся поэт-философ. В своем творчестве он уделяет особое место душевным переживаниям, через внимание к мелким, на первый взгляд маловажным деталям. Он может увидеть целую вселенную в маленьком домике на берегу моря, где царит мир и покой, а в настольной лампе – незримый свет домашнего очага и уюта, благодаря которому создается впечатление тепла, мировой гармонии.
Сегодня мы познакомимся с одним его стихотворением. В нашем учебнике оно помещено под названием «Вечером», но в других изданиях оно называется «Зимним вечером на сеновале».
2. Беседа по стихотворению:
- Как вам кажется, ребята, какое название более полно отражает суть стихотворения?
- «Зимним вечером на сеновале». Во-первых, здесь содержится указание времени года, что особенно важно, во-вторых, сеновал – особое место в селе, где хранят сено, там всегда уютно и пахнет летним разнотравьем. Что создает особый эффект приближения, погружения в летнюю атмосферу. Таким образом, уже в названии заключен своеобразный конфликт: столкновение двух времен года – лета и зимы.
- Прочтем стихотворение выразительно. Какое настроение возникло у вас после прочтения стихотворения?
- (Противоречивое)
Слова, создающие настроение: снег, вечерняя мгла, смерть. Сначала настроение угрюмое, печальное, потом вдруг вчитываешься и встречаешь такие слова как: ярко освещена, огонь, пальцы мои теплы, как июньские дни. - Как влияет на настроение ритм стихотворения. Давайте отметим буквами созвучные рифмы. (АБАБ – ААББ - ААББ – ААББ - АБАБ)
- Почему первая и последняя строфы рифмуются перекрестно? А 2,3,4 – парно. Что общего и в чем разница между первой и последней строфами?
- В первой строфе герой один, ему холодно и одиноко, в последней он уже не один, на это указывает местоимение мы, и настроение его исправилось, стало тепло от воспоминаний о лете, которые навеял герою мотылек.
- Как автор пытается передать изменение настроения?
- В первых строчках восьми глаголов прошедшего времени, затем употребляется семь глаголов настоящего времени, в последних: строчках вообще нет глаголов, будто бы действие остановилось, а с ним и время замерло.
В первой части такое обилие глаголов создает впечатление необходимости действий, для того чтобы выжить мотыльку. А когда произошла встреча с мотыльком, и герой уже принял его не только как чудо лета, а как равное себе существо, глаголы вообще исчезли, наступила тишина и единение двух героев. - Какие звуки использует автор, чтобы передать настроение героя?
- В первой строфе звуки З,С,Ц,Ж создают пустоту, холод. Во второй строфе Л,Г,Щ,Л создают свет, в последней строфе много гласных и звук Л создают тепло.
- Можем ли мы определить размер стихотворения?
- Нет. Ритмика не подходит не под один известный нам размер. Ритм стихотворения рваный, строчки то длинные, то короткие.
- Что может напомнить вам такой ритм стихотворения?
- Движение крыльями летающего мотылька, когда он бьется летом о стекло.
- Что вы можете сказать о герое стихотворения? Какой он человек?
- Одинокий, добрый, внимательный:
«...Приблизив его к лицу,
я вижу его пыльцу
отчетливей, чем огонь,
чем собственную ладонь...» - А какой мотылек? Мы можем по данному стихотворению предположить о наличии души у мотылька.
- Да, он как будто стойкий оловянный солдатик выжил, автор приписывает ему любопытство:
«...Выбрался и глядит,
как «летучая мышь» чадит,
как ярко освещена
бревенчатая стена...» - Автор сначала три раза подряд называет его «мотыльком» - символ легкости и безответственности жизни (недаром говорят, порхает по жизни как мотылек), а также её скоротечности, внезапности смерти, ведь у мотыльков короткий век. Получается, что автор возвышает мотылька до равного себе – одушевленного существа. При помощи местоимения «мы» он ставит рядом своего нового «друга», с которым можно справиться с одиночеством и победить зимний холод и тьму.
- В стихах каких авторов мы встречали описание зимнего вечера?
- А.С.Пушкин «Зимний вечер». Там автор тоже пишет о своем одиночестве, которое может скрасить близкий человек, в данном стихотворении – няня Пушкина Арина Родионовна.
3. Итог урока:
- О чем написал автор свое стихотворение?
- Об умении в малом увидеть красоту и гармонию мира, о том, как из ничего рождается все.
Любой человек, если он чуткий и внимательный, никогда не будет одинок.
4.Домашнее задание:
Напишите сочинение-отзыв о прочитанном стихотворении. Опишите, с помощью каких изобразительных средств автору удается достичь поставленной цели.
Читаемое в разделе:
- Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
- Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»
- Урок по теме: Анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
- Урок по теме: рассказы В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
- Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
- Урок – дискуссия по теме: Коллективизация в отечественной литературе ХХ века