Цель урока:

  1. Выявить идейный смысл рассказа;
  2. Вовлечь учащихся в размышления над крестьянскими судьбами в период коллективизации;
  3. Исследовать жанровое своеобразие рассказов.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Объявление темы и цели урока.
  3. Работа над текстом. Художественные образы.
  4. Жанровое своеобразие рассказов.
  5. Подведение итога работы.
  6. Задание на дом: подготовка к уроку-дискуссии (вопросы даны ранее).

Оборудование:

  1. Портрет В. Тендрякова.
  2. Тема. (запись на доске).
  3. Эпиграф: «Глубоко убежден, что сражением нельзя внушить истину. Сражение не бывает без насилия, пусть даже духовного. . .» В.Тендряков.
  4. Зрение - мысль
    свидетель - мудрец.
    Володя Тенков - Владимир Тендряков - хроника.

В девяностые годы ХХ века в печати вышли произведения разных писателей, которые пролили свет на происходящие во время коллективизации трагические события. К таким произведениям относятся рассказы В. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». Автор повествует о действительно происходящих событиях, свидетелем или очевидцем которых он был. Однако ценность его рассказов не только в правдивом изображении минувшего, но и в том, что писатель воспроизвел нравственно-психологическую атмосферу тех «культовых лет».

  1. Какое событие отечественной истории становится предметом художественного исследования автора? с. 110
    • 1929 год. «Год великого перелома». Время сталинской коллективизации, которая стала преступлением против своего народа, «кромешным адом», «жестокой порой головотяпства», «вселенским геноцидом» (Б. Можаев), уничтожившим мужика, осиротевшим деревню и оставившим землю беспризорной.
  2. Какова же художественная задача автора?
    • разобраться в истоках коллективизации.
  3. Каковы же истоки коллективизации в оценке Тендрякова? Под каким лозунгом она проводится?
    • социальная справедливость.
  4. Как понимают герои социальную справедливость?
    • переезд в дома богатых.
  5. Назовите главных, по вашему мнению, или запомнившихся персонажей?
    • А. Коробов, М Богаткин, Ваня Акуля.
  6. История А Коробова
    • кого мы увидели в нем?
    • как он разбогател? - «бревнышко к бревнышку».
  7. Сравнение избы А. Коробова и В. Акули? с. 112. О чем свидетельствуют эти описания?
  8. Что рассказывается о деревенских бедняках?
    • В.Акуля – лодырь
    • М. Богаткин – не везет.
  9. Что вы можете сказать о нравственных законах, по которым живут семьи
    • Коробова ? – (лошади, дом, речь, одежда).
    • В. Акули ? – (баня, равнодушные, циничные дети, лень).
    • цитаты на с.113, 123, 118-119
    • М. Богаткина? – (неловкость получения богатства таким путем).
  10. Как складываются их судьбы?
    • Коробов – «возможно, в руководительское кресло» цитата стр. 109, 120;
    • М. Богаткин – раскулачивается и ссылается;
    • В. Акуля - продает за бутылку сначала железо с крыши, а затем и всю избу, всё пропивает и с голыми детьми опять возвращается в баню.
  11. Каково отношение к богатым и бедным?
    • А.Коробов – зависть (к уму, даже мудрости, рассудительности, отдаёт всё, чтобы сохранить жизнь, найдёт новое русло, пойдёт во власть);
    • В.Акуля – смеются односельчане.
  12. Какова ситуация в деревне перед коллективизацией. Нужны ли перемены?
    • Доказательство: нет А.Коробов – с. 108,
    • с. 120 («я накормлю …»)
  13. Как чувствует себя тот, кто был причастен к происходящему беззаконию?
    • Испытывал ли он муки совести? (Ф.Тенков)
    • да ( «что-то не продумано…») с.123
    • У Тендрякова  именно эти три судьбы человеческих дают истинное представление, что есть по сути торжество социальной справедливости.

Рассказ заканчивается документальной репликой, сценой о том, что один из сосланных кулаков заберет у женщины грудного ребенка и размозжит ему голову.

«Хлеб для собаки».

  1. Какая эпоха осмысливается здесь?
    • плоды коллективизации.
  2. Герой. Кто он такой? Что его угнетает? Что с ним происходит?
    • «слоны» гложут кору
    • «шкилетники» стонут
  3. Какой вопрос он себе задает?
    • почему я не сошел с ума?
    • Почему?
    • пообвыкся;
    • они – враги;
    • Нашел выход: хлеб для собаки; цитата - с.144
  4. Как вы понимаете смысл названия?
    • хлеб для тревожащей человека совести, какую можно заслужить, накормить.
  5. А для каждого ли из героев Тендрякова съедобен этот хлеб?
    • Почему застрелился начальник станции? (Красная шапочка - не выдержал зрелища)
    • так как не мог найти собаку.
    • Но мы понимаем, что для этого человека хлеб для собаки несъедобен (он не может им накормить свою совесть).
  6. А всякая ли совесть нуждается в хлебе для собаки?
    • Нет. Есть люди, у которых совесть всегда сыта? Кто они?
    • Дыбаков, Душной, Абрам.

Таким образом, мы увидели не только истоки коллективизации, но и плоды развернувшейся социальной справедливости.

Несколько вопросов о жанре.

Тендряков строит подлинную и достаточно полную картину отечественной истории. Он отказывается от изложения некой «правды» как от иллюзии обладания истиной. Он ищет, взыскивает истину вместе с читателем. Каким образом? Попробуем выяснить.

  1. Как бы вы назвали жанр?
    • хроника документальная.
    • Почему?
  2. Сколько авторов?
    • Два автора В.Тенков - В.Тендряков.
      Сочетается не смешиваясь.
      Зрение - мысль
      Свидетель - мудрец.
      История - литература.
      Тендряков пишет конспект истории страны. Где этому доказательства?
    • документы;
    • они тематически дополняют сюжет.
  3. Объясните, как создаётся образ времени в рассказе (музыка «Кудрявая, что ж ты не рада», частушки, веселье сквозь слёзы; слова Горького рефреном проходят через весь рассказ, школьные сцены, уличные сцены, выжившие люди из крестьян - семья точильщиков-лудильщиков, обнищавший еврей; образы умирающих крестьян: опредмеченные детали портретов дают понять, что человек вещь, ничто)
  4. С какой целью Тендряков использует эти документы?
    • для беспристрастности.

Документы вызывающе подлинны, он обрамляет их тем языком, той же интонацией. Литература Тендрякова дорастает до истории, потому что она нелжива и стремится к истине. Именно таким должен быть подход к нашей истории - великой и позорной; такой, наверно, суждено быть в ХХI веке и русской литературе.