«Человек в футляре» рассказ из серии «Маленькая трилогия» Антона Павловича Чехова, написанный в 1898 году. С явной сатирической окраской автор повествует о том, что каждый человек совершенно бессознательно может заключить себя в футляр, этакую оболочку, ряд ограничений, неписаных правил, которыми люди отгораживаются от социума. Данные правила и ограничения со временем превращаются в зависимость, перетекающую в болезнь. Самим же обитателям собственноручно созданных футляров в своем укромном мирке запретов вполне комфортно, но одиноко.
Главный герой рассказа – Беликов – учитель гимназии, даже в солнечный погожий день выходит на улицу, надев теплое пальто с поднятым вверх воротником, пряча лицо за темными очками и шляпой. Его пугает и в то же время раздражает практически все, что происходит вокруг. Автор противопоставляет ему второго героя – нового учителя истории и географии – Михаила Коваленко, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой Варенькой.
Коваленко – молод, общителен, жизнерадостен, позитивен. Его жизнеутверждающая активная позиция есть противоположность пассивности и безжизненности Беликова, что ещё лучше помогает раскрыть суть поставленной автором проблемы о «внутреннем и внешнем» рабстве, «зацикленности» на себе человека в футляре – Беликова.
Сестра Коваленко – Варенька очень жизнерадостная женщина тридцати лет – проявляет интерес к главному герою. Беликов не отказывает ей и даже соглашается на прогулки, чтобы порассуждать на тему чрезмерной ответственности и значительной серьезности брачных уз. Однако Варенька не теряет надежды, проявляет настойчивость и целеустремленность в отношениях.
Таким образом Чехов раскрывает тему любви в рассказе. Любви Вареньки, которая верит в то, что Беликов еще может изменить себя, стать лучше. Но страх перед ответственностью и, возможно, навязчивые пересуды коллег относительно женитьбы учителя не позволяют ему этого сделать. Возврата к полноценной жизни быть не может.
Тем самым Чехов показывает самое страшное, что только может случиться с человеком. По его мнению – это равнодушие к жизни. Что и происходит с нашим героем. Мир для Беликова стал черно-белым, в нем нет красок, нет яркости, нет радости, нет удовольствия от общения, нет целей и стремлений. Ему все равно, что творится вне футляра, лишь бы приличия были соблюдены.
Замкнутость и обособленность в жизни человека – основная тема рассказа. Главному герою чужды любые проявления чувств, а эмоции – непонятны. Закрытость и ограниченность отравляют его существование, калечат его душу. Все свои вещи он носит в футлярах, от очков до зонтика, самого себя помещает в такой же.
Человек в футляре – образ робкого, страшащегося не только самого себя (своих чувств, эмоций), но и всего общества в целом, убогого духовно, душевно и физически индивидуума.
Для чего жил главный герой рассказа? Чехов поднимает проблему бессмысленности жизни. Беликов не сделал никого счастливым, а самое главное он не сделал счастливым самого себя. Ему бы помочь… Так он общества боится: «как бы чего не вышло», отгораживается от людей, не давая возможности никому из них себе помочь.
Таков удел многих людей в реальном мире как современников Антона Павловича, так и наших с вами, живущих своей «маленькой серой» жизнью, разбирающих бумажки. А Чехов к ним бескомпромиссен – жители футляров не должны ждать жалости от других, они просто обязаны меняться и «выдавливать из себя раба», желательно, не всю свою жизнь.
Читаемое в разделе:
- Деградация личности в рассказе Чехова «Ионыч»
- Герои-недотёпы в драматургии Чехова (по пьесе «Вишневый сад»)
- Три поколения в пьесе Чехова «Вишневый сад»
- Тема любви в пьесе Чехова «Вишневый сад»
- Счастье и радость жизни в правде. По рассказу Чехова «Ионыч»
- Говорящие фамилии героев рассказа «Хамелеон»
- Поэтика чеховского рассказа