Самые волнующие страницы романа Александра Фадеева «Разгром» у меня связаны с образом Метелицы, который вообще является моим любимым героем этого произведения. Ему посвящена глава «Разведка Метелицы». До этого мы встречаемся с ним лишь на мгновения. И с первых же упоминаний о разведчике создается определенное представление о нем: стремительный, надежный, постоянно в действии. Фадеев нигде в романе не дает полного описания внешнего облика Метелицы, но из отдельных «портретных» деталей создается цельный образ молодого партизана. По ходу чтения мы чувствуем, что сам автор относился к своему герою очень тепло.

«– Э-э.... ут... Метелицу зовут...» – снова пробежало по цепи. Через несколько секунд, согнувшись по-ястребиному, промчался Метелица, и весь отряд с бессознательной гордостью проводил его не отмеченную никакими уставами цепкую пастушью посадку...»

...По особенно полно Метелица раскрывается в последних главах, где Фадеев пишет о разведке в селе, например, в ночной встрече с пастухом-мальчишкой; привлекает его искренний, заразительный смех. Мне кажется, что сущность каждого человека можно определить по тому, как он относится к детям: суровая доброта, смешливость, «ласковая грубость», «жалкое, смешное, детское» просыпаются в Метелице при виде испуганного мальчишки.

Автор романа часто подчеркивает в портрете, манерах «звериное», цепкое, сравнивает Метелицу с хищной птицей; ловкость, сила, гибкость, сочетаются с внутренней суровой добротой разведчика. Понять Метелицу помогает и контрастный ему эпизодический образ офицера: «добродушного, красивого, полного, ленивого» — таким офицер выглядел, когда играл в карты. Через некоторое время этот красивый офицер будет равнодушно наблюдать за тем, как мучают маленького мальчика. Фадеев показывает резкий контраст между внешним красивым обликом, мягким, добродушным, и душевной черствостью, жестокостью.

Мне, как и Левинсону, очень нравится Метелица «за ту необыкновенную физическую цепкость, животную, жизненную силу, которая била в нем неиссякаемым ключом».

Но главное в нем – это, конечно, богатство его души. Метелице присуще бесстрашное отчаяние, из-за которого он и попадает в руки казаков. Но даже в плену, даже когда становится ясно, что «ему действительно не уйти на этот раз», сломить жизненную силу Метелицы невозможно. Все свои силы он «сосредоточивает на том – совершенно незначительном с точки зрения его собственной жизни и смерти, но ставшем для него теперь самым важным – вопросе, каким образом он, Метелица, о котором до сих пор шла только лихая и бедовая слава, сможет показать тем людям, которые станут его избивать, что он не боится и презирает их».

Поступки этого героя почти всегда необдуманные, интуитивные. Метелица, наверно, и сам не знает, что он – герой; только в последние минуты своей жизни он мысленно формулирует цель своей борьбы: «...все самое большое и важное из того, что он делал в жизни, он, сам того не замечая, делал ради людей и для людей».

И умирает Метелица тоже в порыве, пытаясь осуществить то, что пришло ему в голову в штабе при допросе, пришло неожиданно, вдруг, но не случайно, а как закономерный итог его короткой, но прекрасной жизни».