В ранних произведениях и в пьесах 900-х годов М.Горький напряженно искал ответ на вопрос о том, как сделать человека свободным. В романе «Мать» М. Горький утверждает, что подлинное освобождение человечества — на путях социальных преобразований: не случайно в его романе процесс революционной борьбы за социальные преобразования изображен и как процесс духовного обновления героев, участвующих в этой борьбе.

Если роман «Мать» — это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример.

Путь Ниловны к новому сложен и противоречив. Женщине, испытавшей особенно тяжкий гнет, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было понять правду новых людей, не так просто было освободиться от старого.

Духовное возрождение Ниловны, победа над страхом, развитие новых качеств личности, таких, как чувство собственного достоинства, мужество, изменили и внешний облик матери. Раньше была «она высокая, немного сутулая, ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком, точно она всегда боялась задеть что-то. Широкое, овальное лицо, изрезанное морщинами и одутловатое, освещалось темными глазами, тревожно грустными, как у большинства женщин в слободке. Над правой бровью был глубокий шрам, он немного поднимал бровь кверху, казалось, что и правое ухо у нее выше левого, это придавало ее лицу такое выражение, как будто она всегда пугливо прислушивалась. В густых, темных волосах блестели седые пряди. Вся она была мягкая, печальная, покорная...» Совсем другой рисует автор Ниловну в конце романа, у нее даже походка стала иной — прямой, гордой. Когда она говорила с Людмилой о понятой ею правде, «ее доброе большое лицо вздрагивало, глаза лучисто улыбались и брови трепетали над ними, как бы окрыляя их блеск. Ее охмеляли большие мысли, она влагала в них все, чем горело её сердце, все, что успела пережить, и сжимала мысли в твердые, емкие кристаллы светлых слов. Они все сильнее рождались в осеннем сердце, освещенном творческой силой солнца весны, все ярче цвели и рдели в нем».

Слушая речь сына Павла по поводу «болотной копейки», наблюдая уважительное отношение к нему со стороны рабочих, мать постепенно стала привыкать к мысли, что эти смелые люди сумеют сплотить вокруг себя рабочий народ. И опять же — не простым материнским утешением были слова Ниловны подавленному неудачей Павлу: «Сегодня не поняли — завтра поймут».

После ареста Павла, доставляя на фабрику листовки, Ниловна увидела, с какой жадностью рабочие читают слово правды. Она все чаще слышит от простых людей пугавшие ее когда-то слова: «бунт», «социалисты», «политика», — и вера ее в революционеров окрепла, более того — она слилась с верой в народ. Поверив в народ и его руководителей, Ниловна окончательно поверила в возможность победы революции. Это открытие преобразило ее.

Отношение к Ниловне окружающих: близких, товарищей по революционной работе, людей, слушающих ее, — помогает довершить образ матери. «Славная вы какая», — говорит ей Наташа. В ответ на просьбу матери доверить ей распространение листовок Егор хрипло кричал: «Вы — красавица». Когда Ниловна после демонстрации впервые заговорила с людьми о понятой ею правде, люди, «повинуясь неясной силе, тянувшей их за матерью, не торопясь, шли за ней, вполголоса перекидываясь краткими словами».

В финальной сцене романа на вокзале люди плотно обступили мать. «Их властно привлекла седая женщина с большими честными глазами на добром лице, и, разобщенные жизнью, оторванные друг от друга, теперь они сливались в нечто целое, согретое огнем слова, которого, быть может, давно искали и жаждали многие сердца, обиженные несправедливостями жизни. Ближайшие стояли молча, мать видела их жадно-вопросительные глаза и чувствовала на своем лице теплое дыхание».

Как видим, духовный перелом произошел не скоро, процесс преодоления старого был длительным и трудным, но Ниловна окончательно связала свою судьбу с соратниками Павла. Она непосредственно включается в революционную борьбу, через нее осуществляется связь с деревней. От той робкой, запуганной женщины, которая даже ходила как-то боком, не осталось и следа. Апофеозом матери-революционерки явилась ее предельно лаконичная, страстная речь на вокзале во время ареста — призыв к народу объединиться для решительной схватки с царизмом.

Образ Ниловны — большая удача Горького. Таким образом, мы видим, что одной из основных проблем, которые решает Горький в романе «Мать», является проблема духовного обновления человека в революционной борьбе. Решению этой проблемы подчинена вся образная система романа. В истории главных героев романа, в тех штрихах, которыми очерчены второстепенные персонажи, в изображении массовых сцен, в системе деталей и лейтмотивов романа утверждается положительное оптимистическое решение проблемы.