Свойственная Маяковскому широта лирического восприятия мира отразилась во всех жанрах, во всех гранях его поэтического творчества, заметно сказалась она и в его любовной лирике. Удивительная душевная открытость, обнаженность тончайших, интимнейших переживаний и вместе с тем острая социальная насыщенность лирики всегда были характерны для Маяковского.

И в период гражданской войны, и в годы мирного строительства наряду со стихами, посвященными большим общественно-политическим проблемам и повседневным заботам молодой Советской республики, он пишет стихи на «личные» темы, пронизанные глубокой сердечностью («Хорошее отношение к лошадям», 1918), поэмы о любви («Люблю», 1922; «Про это», 1923), в которых традиционные лирические темы раскрываются в совершенно неожиданном ракурсе, в прямом соотношении личного и общего, сливаются с глубокими размышлениями о новых, основанных на принципах социалистической морали отношениях между людьми.

Любовная лирика Маяковского поражает своей необычайно яркой и смелой образностью, неистовой силой чувства. «Громада любовь, громада ненависть», переполняющие сердце поэта, рождают грандиозные, небывалые сравнения и метафоры; мир сугубо личных, интимных переживаний получает прямой выход в жизнь общественную, в сферу, казалось бы, далекую от любовной темы. «Флоты — и то стекаются в гавани. Поезд — и то к вокзалу гонит. Ну, а меня к тебе и подавней — я же люблю! — тянет и клонит» — так передана в поэме «Люблю» сила любовного чувства. «Стихами громя обыденщины жуть», Маяковский в поэме «Про это» мечтает о той поре, когда личное чувство сольется с мировой гармонией, счастье человека со счастьем человечества, «чтоб всей вселенной шла любовь», «чтоб вся на первый крик:— Товарищ! — оборачивалась земля».

Масштабность поэтического мышления, определенность гражданской позиции и вместе с тем ярко выраженное своеобразие художественного видения мира, живая игра творческого воображения отчетливо ощутимы как в стихах о любви, так и в других произведениях поэта послеоктябрьских лет, раскрывающих богатство и сложность стремлений и переживаний человека революционной эпохи, строителя социалистического общества.

Маяковский выступает против профанации высокого чувства любви, против получивших распространение среди некоторой части молодежи вульгарных представлений, борется за «чистоплотность наших отношений и любовных дел».

Любовная тема в его произведениях второй половины 20-х годов все настойчивее связывается с темой творчества; в любви он видит мощный источник поэтического вдохновения — мысль эту он включает даже в свою Октябрьскую поэму («Если я чего написал, если чего сказал — тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза»).