Кто-то великий сказал: «Все человечество любить намного проще, чем одного конкретного человека». Абстрактная любовь всегда ограничивается лишь общими фразами, высказываниями о необходимости работать на благо будущего, во имя прогресса. Сразу вспоминается Петя Трофимов из пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Во втором действии он произносит монолог о людях, которые ничего не делают во благо человечеству. Заключает свой монолог такими словами:

Я боюсь и не люблю очень серьезных физиономий, боюсь серьезных разговоров. Лучше помолчим!

Действительно, двадцатисемилетний Петя, вечный студент, облезлый барин, способен только говорить. Он даже университет закончить не может, что уж говорить о работе, о конкретном деле. Недальновидный и неделикатный бездельник, он прикрывает своё убожество высокими речами. Ведь сказать – не сделать. Но в отечественной литературе достаточно примеров, где рисуется истинная и искренняя любовь к человеку.

Первым о любви к человеку заговорил А.С.Пушкин. Его идея милосердия пронизывает такие произведения, как «Станционный смотритель», «Медный всадник», «Капитанская дочка». Его милосердие – памятник как маленьким несчастным людям (Евгений, Самсон Вырин), нуждающимся в защите и помощи, так и прощение отчаявшимся смельчакам (Емельян Пугачёв).

Подхватил знамя милосердия, любви к человеку Ф.М.Достоевский. В романе «Преступление и наказание» он создал образ Сони Мармеладовой, в котором отразилась величайшая любовь ко всем обездоленным. Откуда в этой хрупкой девушке столько силы? Мачеха, отправившая её на панель в семнадцатилетнем возрасте, осознав своё деяние, на коленях просит прощения у падчерицы. А Соня не только не винит, напротив, она любит эту женщину всей душой. Она помогает и ей, и её детям, и нуждающемуся в похмелье отцу, а тот не брезгует деньгами дочери, заработанными таким образом. Она говорит обо всех с состраданием, с мукой, жалея мачеху, обвиняя себя в несправедливом к ней отношении, когда та попросила у неё воротничок из данных Елизаветой на продажу, а она отказала, возразив, что Екатерине Ивановне в нём и ходить-то некуда. Соня с искренним страданием говорит об этом: «…и так ей тяжело-тяжело стало, что я отказала, и так это было жалко смотреть». Этого сострадания и любви хватает у Сонечки и для убийцы Раскольникова.

Родион Романович, измучавшись своим состоянием после убийства старухи-процентщицы, выбирает Соню в доверенное лицо, которому можно рассказать о своей проблеме. Его выбор пал на Соню, потому что она грешница, а он убийца. Но девушка воспринимает его горе настолько искренне, что «глаза её, доселе полные слёз, засверкали», «она…, вся дрожа, точно в припадке…» смотрела на Раскольникова огневым взглядом. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», – говорит она требовательно. И как бы в это не хотел поверить Родион, он идёт указанным Соней путём. В её словах истина – любовь к людям, страдание, принятое на себя. «Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят». Любовь девушки на каторге всё-таки спасает Раскольникова, именно в тот момент, когда он понимает, что без неё нет любви, а значит, нет жизни.

В пьесе М.Горького «На дне» одним из главных образов является странник Лука. Его появление в ночлежке вносит в атмосферу лучик светлого тёплого чувства. С порога Лука приветствует всех, называя ночлежников «народ честной». Когда Бубнов ему возражает, он отвечает пословицей: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают... так-то. Где тут, милая, приспособиться мне?» Каждая его фраза содержит тепло сердца, ему хватает терпения выслушивать страдания всех обитателей ночлежки. Он не произносит ни одного бранного слова. И для каждого у него есть добрые сердечные слова, советы, утверждения. Анна тянется к нему больше всех, ей плохо, и она просит, чтобы дедушка с ней посидел, поговорил. Успокаивая умирающую, Лука говорит: «Смерть — она все успокаивает... она для нас ласковая... Помрешь — отдохнешь, говорится... верно это, милая!» Для Натальи у него свои слова утешения, к Пеплу другой подход, он рекомендует ему уходить из ночлежки, не слушать Василису, так как та сама справится со своим мужем. Актёру он советует воздержаться от пития, готовиться к лечебнице. Его кредо «Во что веришь, то и есть...» – на самом деле и есть истина. Он верит в лучшее в человеке, и люди рядом с ним становятся добрее, честнее, смелее. Уход Луки из ночлежки – не бегство. Он дал веру, дал шанс найти себя, но люди не смогли воспользоваться этим, поэтому так трагично заканчивается пьеса.

Любовь к человеку, конкретному, страдающему, болезному так невыносимо тяжела, если это любовь искренняя, честная, настоящая. Жаль, что это понимает не каждый. Говорить о любви к человечеству намного проще… Русская литература учит любви к каждому человеку.

TEXT.RU - 81.47%