Среди образов-типов в «Тихом Доне» видное место занимают женские характеры. Это женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб – Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие. У каждой из них свой неповторимый мир, свои страдания и радости, своя боль души.

Женщины в романе представлены тремя поколениями: старшим, средним и младшим. На каждое поколение женщин накладывают свой отпечаток грозные исторические события.

Женщина-мать, провожающая сыновей на войну и ожидающая возвращения домой своих служивых, вдова-солдатка, потерявшая мужа, даны во многих эпизодах эпопеи.

У Шолохова женщина-мать всегда вызывает чувство уважения и почтения. Она полна любви к детям, к семье, полна стремлений сделать все для счастья своих детей.

Наиболее полно образ женщин старшего поколения показан на примере Ильиничны. Ильинична всегда на стороне народной правды. Она не приемлет никакого насилия, с чьей стороны оно не проявлялось бы. Осуждает Дарью за убийство Котлярова, а Митьку Коршунова – за казнь семьи Кошевых, за участие в карательных операциях. Когда он приходит в дом к Мелеховым, Пантелей Прокофьич прогоняет со двора душегуба. Жена поддерживает супруга, считая, что не казацкое это дело убивать невинных стариков и детей.

Набожная, суеверная, но всегда справедливая, Ильинична строго осуждает и Григория за убийство матросов, за неоправданную жестокость.

Ильиничну отличает разумность, практичность, трудолюбие, способность многое понимать в жизни. С её советами вынужден считаться горячий и сумасбродный Пантелей Прокофьевич. Хотя она и не поднимается до социального протеста, но, преодолевая сословные предрассудки, уже по-иному решает многие жизненные вопросы. Она пытается вразумить сноху, задумавшую сделать аборт, бунтующую против неверности Григория. Ильинична рассказывает, как в молодости её муж гулял, но ради детей она всё выдержала и сохранила семью. В этом, по её мнению, и состоит долг жены – хранить домашний очаг, терпеливо сносить все тяготы судьбы.

Аксинья и Наталья — женщины среднего поколения. Пылкой, страстной, горячей, правдивой Аксинье, с её «порочной красотой», противопоставлена скромная, сдержанная в чувствах Наталья. И несмотря на противоположность их темпераментов, на контрастность их внешнего облика, есть качества, объединяющие этих женщин. Обе они чувствуют наступление новой эпохи, обе не мирятся с сословно-казачьими предрассудками, обе они не принимают того положения женщины в семье, с которым смирялись их матери. И Аксинья, и Наталья не хотят мириться с унизительным положением женщины, установленных патриархальных обычаев, борются за свои права в жизни. Женщина всегда была на правах рабы, покорной и послушной. Достаточно вспомнить судьбу пленной турчанки – матери Пантелея Прокофьича, которую фактически убила толпа разъярённых казаков, считавших непохожую на местных женщин турчанку ведьмой.

Трагична участь Аксиньи и Натальи. Аксинью в шестнадцать лет изнасиловал родной отец, чем обрёк на несчастный брак. Брошенная Наталья сносила насмешки всего хутора как порченная женщина, и если бы не хитрость, то была бы изнасилована собственным братом, бесцеремонно предлагавшим свои «услуги» брошенной мужем сестре. Много было тяжелого в их жизни, но они знали и настоящее человеческое счастье. В них сосредоточены лучшие черты женского характера: способность к большой любви, самопожертвованию, к великому чувству материнства.

По-иному сложилась жизнь у Дарьи. Красивая, с дразнящей «вьющейся походкой», она жила легко и бездумно, как «красноталая хворостинка». И бездумность привела ее к бессмысленной жестокости, с которой она убила Котлярова. За бездумную, легкую жизнь Дарья сурово наказана: заболела «дурной болезнью». Больше всего любя себя, гордясь своей красотой, боясь все это потерять и сгнить заживо, Дарья решает уйти из жизни. Лишь перед самой смертью она осознает, что надо было жить по-другому: «Я вон какую жизнь прожила и была вроде слепой».

Только Дуняше Мелеховой выпало счастье дожить до новых дней. Она натура цельная, волевая. В ней воплощены лучшие черты мелеховского рода: чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость. Полюбив Михаила Кошевого, она становится его верным и преданным другом.

Шолохов показал, что революция пробудила в женщине желание активно участвовать в происходящих событиях. В этом плане большой интерес представляет образ Анны Погудко. Вместе с мужчинами Анна храбро сражается с врагом, стойко перенося все тяготы боевой жизни. Своей гибелью она утверждает торжество новой правды. Однако на примере отношений Анны и Бунчука Шолохов показывает порочность связи между мужчиной и женщиной, не освещённой браком. Поэтому подобная связь обречена на гибель. Погибает Анна, умирает Наталья, взбунтовавшаяся против мужа, проклявшая отца своих детей, убита шальной пулей Аксинья, гибнет порочная Дарья. В этом автор выражает очень важную мысль – женщина так же, как и мужчина, должна хранить чистоту своего имени, свою честь.

Огромную идейную нагрузку несет поэтический образ Дона, который выступает символом жизни народа. Само название «Тихий Дон» полно символики: оно контрастирует с изображенными событиями. Дон связан с жизнью и судьбами казачества, на его берегах идет борьба. С Доном связаны судьбы Григория Мелехова и Аксиньи, Дарьи и Дуняшки, других героев романа.

Особым смыслом наполнен образ степи, которая является символом Родины. В лирических отступлениях автор передает чувство сыновней любви к ней: «Родимая степь под низким донским небом!.. Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, нержавеющей кровью политая степь!» Поистине, классическое мастерство художника проявляется в создании образов-типов.

Text.ru - 92.59%