Краткие характеристики главных героев повести, чтобы закрепить понимание образов:
Дмитрий Ионыч Старцев
- Кто он? Земский врач, главный герой повести.
- В начале повести: молодой, умный, честный, трудолюбивый, мечтает о высоком и хочет быть полезным людям.
- Развитие: влюбляется в Екатерину Ивановну, но получает отказ. Это переживание становится переломным моментом.
- К финалу: грубеет, черствеет, толстеет, интересуется только деньгами и картами. Олицетворяет деградацию интеллигента, попавшего в болото провинциальной жизни.
- Итог: из когда-то живого человека превращается в типичного «обывателя», равнодушного и ограниченного.
Екатерина Ивановна Туркина («Котик»)
- Кто она? Дочь семьи Туркиных.
- В начале повести: милая, наивная, мечтает стать артисткой, играет на рояле.
- Развитие: отказывает Старцеву, уезжает в Москву, но ничего не добивается.
- К финалу: возвращается, постарела, утратила живость, жалеет об упущенном.
- Итог: трагедия несбывшихся надежд; символ угасшей мечты.
Иван Петрович Туркин
- Кто он? Отец Котика, местный острослов.
- Образ: пустослов, довольный собой человек, которого все считают «остроумным». Пример праздного провинциального весельчака.
- Роль: символ скуки, пошлости и самодовольства.
Вера Иосифовна Туркина
- Кто она? Мать Котика, автор бессмысленных романов.
- Образ: самоуверенная, но бездарная литераторша. С удовольствием читает свои тексты всем гостям.
- Роль: образ поверхностной, ограниченной дамы, увлечённой собой.
Глава 1. Приезд Старцева в город С. и знакомство с Туркиными
Молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев приезжает работать в город С., расположенный в губернии. Он поселяется в селе Дялиж, примерно в четырёх верстах от города. Местные жители считают город не особенно интересным, но хвастаются, что здесь есть библиотека, театр, клуб и особенно — семья Туркиных, якобы «самая образованная и талантливая».
Старцев получает приглашение в дом Туркиных.
Отец — Иван Петрович Туркин — добродушный острослов, любит шутки и сценки.
Мать — Вера Иосифовна — пишет посредственные романы и с увлечением читает их вслух.
Дочь — Екатерина Ивановна, по-домашнему Котик — играет на рояле, мечтает стать артисткой, образованна и гордится этим.
Старцеву нравится атмосфера этого дома: музыка, беседа, юмор. Он испытывает симпатию к Котик, восхищается ею. Уходя домой пешком по ночи, он чувствует лёгкость и внутреннее воодушевление.
Глава 2. Развитие отношений и ночное свидание
Проходит год. Старцев снова приезжает в дом Туркиных по вызову Веры Иосифовны, страдающей от мигрени. С этого времени он начинает бывать у них регулярно. Общение с Екатериной становится всё более тёплым. Он влюбляется, она то ведёт себя дружелюбно, то холодно.
Однажды Екатерина вручает ему записку с приглашением на свидание — ночью на кладбище. Старцев, внутренне негодуя от странности этого жеста, всё же приходит в назначенное время. Он идёт по тёмному кладбищу, размышляя о жизни и смерти, но девушка не приходит. Разочарованный, он уходит.
Глава 3. Предложение и разрыв
На следующий день Старцев, собравшись с духом, приглашает Котик на прогулку и делает ей предложение — предлагает руку и сердце. Но получает отказ: Екатерина мечтает поступить в Московскую консерваторию и не хочет связывать себя браком.
Для Старцева это — тяжёлый удар. Он страдает, уходит в себя. После трёх дней мучений он решает забыть о девушке. Он больше не появляется у Туркиных, начинает жить замкнуто, посвящает себя врачебной практике.
Глава 4. Прошло четыре года: изменение характера Старцева
Проходит четыре года. Старцев сильно меняется:
внешне — он потолстел, стал вялым, почти не ходит пешком, постоянно ездит на тройке;
внутренне — потерял интерес к культуре, общению, стал жадным, раздражительным и замкнутым.
Его называют просто Ионыч, фамильярно, без уважения. Он много работает, зарабатывает, приобретает имения, но духовно опустел.
Однажды он получает новое приглашение от Туркиных — Екатерина вернулась из Москвы: артисткой она не стала, жизнь не сложилась.
При встрече Котик ведёт себя сдержанно, но вскоре говорит, что часто вспоминала его, жалеет об отказе. Однако Старцев уже ничего к ней не чувствует, и разговор с ней кажется ему скучным.
Позже она пишет ему письмо с приглашением, но он не идёт к ней — даже спустя год.
Глава 5. Полное духовное угасание героя
Проходит ещё несколько лет. Старцев становится богатым и влиятельным. Он почти не занимается врачебной практикой, но сохраняет место земского врача из-за прибыли.
Он окончательно превращается в духовно мёртвого обывателя:
- орёт на больных,
- раздражается по пустякам,
- играет в карты,
- не читает,
- ни с кем не дружит,
- не испытывает чувств.
Окружающие — в том числе и семья Туркиных — почти не изменились:
Иван Петрович всё так же острит;
Вера Иосифовна продолжает читать вслух свои графоманские романы;
Екатерина Ивановна постарела, хандрит и каждый год уезжает в Крым лечиться.
Ионыч же окончательно замыкается в себе, живёт ради денег и привычек, его душа умерла — это и есть трагедия героя.
Итог
Старцев начинал как умный, добрый, деятельный человек, а стал жадным, ограниченным, ожесточённым обывателем, у которого ничего не осталось от прежней души. Его любовь к Котику была единственным светлым и тёплым моментом в жизни, но и она не была реализована. На протяжении рассказа происходит духовная деградация человека под влиянием провинциальной рутины, одиночества, бездуховности среды и внутренней пустоты.
Старцев в начале произведения — молодой, живой, полный чувств. В конце — черствый, равнодушный «Ионыч», которому уже ничего не нужно от жизни, кроме покоя и денег.