Часть I.

Роман начинается описанием того, как главный герой – студент Раскольников – спускается на улицу из своей каморки, помещающейся под самой кровлей большого пятиэтажного дома. Он идет к старухе-закладчице, которую намерен убить. В голове у него мелькает мысль об этом задуманном «деле». У старухи он закладывает серебряные часы. Во время своего посещения он старается приглядеться к обстановке — все это должно ему потом пригодиться. Уходя от старухи, он с отвращением спрашивает себя, неужели он уже в течение месяца способен думать о такой гадости.

По дороге домой Раскольников заходит в распивочную, чтобы выпить стакан пива. Холодное пиво освежает его, и он начинает приглядываться к окружающим его посетителям распивочной. Его внимание привлекает человек лет уже за пятьдесят, напоминающий отставного чиновника – очевидно, постоянный посетитель распивочной. Между этим человеком и Раскольниковым завязывается разговор и первый — его, как оказывается, зовут Семёном Захаровичем Мармеладовым – начинает витиеватым пьяным языком рассказывать свою историю. Рассказ его возбуждает общее внимание – всем хочется послушать «забавника».

Мармеладов рассказывает о своей жене Катерине Ивановне, «даме образованной», воспитывавшейся в институте, рассказывает о том, как она, оставшись бедной вдовой после смерти первого мужа, принуждена была выйти за него замуж, как он сам вскоре затем лишился места, и семья их стала все сильней и сильней терпеть нужду; как нужда достигла, наконец, крайних размеров, между тем, как никто из членов семьи ничего не зарабатывал; как сам Мармеладов после потери места начал «прикасаться» и скоро окончательно запил. Затем он рассказывает о том, как в один день старшая дочь его, после попрёков мачехи, кроткая, безответная Соня, пошла в 6 часов на улицу и, вернувшись в 9 домой, положила на стол 30 рублей, а затем, не сказав ни слова, укутавшись с головой, легла на кровать; как Катерина Ивановна всю ночь на коленях в ногах у Сонечки простояла и ноги ей целовала — и как сам он лежал в это время «пьяненький». С этого времени, рассказывает он дальше, Сонечка по желтому билету и ходит, обеспечивая хлебом приёмных детей своего отца. Вскоре, как оказывается, сам Мармеладов, благодаря «его превосходительству Ивану Афанасьевичу», получает место. Это чрезвычайно радует Катерину Ивановну. Она старается во всем угодить мужу, заботится о нем, обставляет его различными удобствами. А когда, шесть дней тому назад, он приносит свое первое жалованье, она даже называет его любовно «малявочкой». Через день после этого, однако, Мармеладов тайно от жены забирает остаток жалованья и пропивает его, пропивает затем новый вице-мундир и теперь сознает, что конец его службе.

Закончив свою – исповедь, Мармеладов разражается обвинениями против самого себя и, затем, как бы вдохновясь, кончает свою речь надеждой на благость Бога, который поймет и рассудит всех, в том числе и его. Слова Мармеладова производят некоторое впечатление на окружающих, но ненадолго — скоро на него снова сыплются насмешки вроде «чиновник», «заврался» и т. п. Мармеладов просит Раскольникова проводить его до дому, на что последний и соглашается. Он провожает Мармеладова до дверей его квартиры, Катерина Ивановна набрасывается на мужа, а Раскольников спешит уйти от этой тяжелой сцены, однако оставляет несколько копеек, полученных от заклада часов.

На следующее утро Настасья, прислуга хозяйки, сообщает Раскольникову, что вчера на его имя пришло письмо. Оно оказывается от матери Раскольникова. Она пишет ему о том, что в нем вся надежда и её самой, и его сестры Дунечки, печалится о том, что не могла выслать ему больше денег из своего 120 рублевого пенсиона. Затем она рассказывает, что пришлось перенести Дунечке в доме помещика Свидригайлова, у которого она служила. Сначала Дунечка терпит со стороны Свидригайлова насмешки. Затем обнаруживается, что под этими насмешками скрывается страсть, которую возымел в ней Свидригайлов. Он начинает преследовать Дуню своими предложениями, уговаривая её уехать с ним за границу и т. п. Дуня между тем не имеет возможности покинуть его дом, так как забрано вперед целых 100 рублей (эти деньги она отослала ему — Раскольникову), и тем «закабалила» себя на несколько месяцев. Наконец дело принимает совершенно неожиданный оборот. Жена Свидригайлова – Марфа Петровна – нечаянно подслушивает, как муж пристаёт к Дунечке со своими гнусными предложениями. Она приписывает всю вину гувернантке, кричит на неё целый час; а затем в простой крестьянской телеге, в проливной дождь, отправляет в ближайший город. В захолустном городке рады этому событию: начинаются пересуды, шептания. Дуни с матерью все сторонятся. Скоро, однако, дело принимает новый оборот Свидригайлов, очевидно, пожалев Дуню, представляет Марфе Петровне доказательства полной невиновности девушки. Марфа Петровна «вновь убита». Она просит у Дуни прощения, а затем долгое время ездит по городу, расхваливая её, читая её письмо и стараясь восстановить её репутацию.

К Дуне действительно начинают относиться лучше. Чтобы окончательно облагодетельствовать Дуню, Марфа Петровна подыскивает ей выгодного жениха Петра Петровича Лужина, своего дальнего родственника. Это – человек почтенный, солидный. О любви между ним и Дуней, понятно, не может быть и речи, но, что они будут счастливы, это вне сомнений. К тому же, этот брак мог бы помочь в материальном отношении и ему, Раскольникову, дать решительный оборот его карьере.

Далее сообщается, что Лужин скоро выезжает в Петербург. Вскоре мать Раскольникова и Дуня собираются приехать в столицу. Прочитав письмо, Раскольников выходит на улицу. Это письмо его измучило. Он хорошо понимает все планы матери и Дуни, понимает, что брак этот заключается единственно для него и твердо решает, что этому не бывать, пока он жив. Он мысленно представляет себе, что думала Дуня перед тем, как дать свое согласие и невольно у него напрашивается параллель между ней и Соней Мармеладовой. Затем вдруг в его мозгу проносится та же мысль, что и вчера — убить старуху. Но когда эта мысль пронеслась в его голове месяц тому назад, она казалась ему какой-то мечтой, теперь же она явилась в абсолютно новом, грозном виде.

Занятый этими мыслями, Раскольников замечает идущую перед ним девушку. Она опускается на первую попавшуюся скамейку, и Раскольников убеждается, что она совершенно пьяна. В то же время он замечает какого-то господина, очевидно, имеющего определённые виды на девушку. Он дает городовому 20 копеек, объясняет ему, что девушка была, очевидно, кем-то напоена, может быть, впервые обманута, объясняет также намерения франта.

Через некоторое время, однако, Раскольников раскаивается в своем поступке: он окликает городового, предлагая отказаться от намерений спасти девушку, сожалея о потраченных 20 копейках, в очередной раз испытывая досаду, что не ему проявлять благотворительность. Однако, мысли о девушке не дают ему покоя. Он предполагает, что ожидает её сперва дома, а затем в будущем – «да так и следует... такой процент, говорят должен уходить каждый год... куда-то... к чёрту, должно быть, чтобы остальных освежить и им не мешать... Процент! Славные, право у них словечки» ... Тут Раскольников вспоминает, что он шел к своему университетскому товарищу Разумихину. К последнему он, однако, не заходит; он идет дальше, проходит весь Васильевский и поворачивает на острова. Побродив тут он вдруг чувствует сильную усталость, сворачивает с дороги в кусты ложится на траву и тотчас засыпает. Он видит сон. Снится ему, что он еще маленький, что он в своем родном городке. Он идет гулять вместе со своим отцом за город и тут у корчмы делается свидетелем того, как пьяные мужики забивают насмерть старую лошаденку. Он просыпается весь в поту, с ужасом оглядывается и затем спрашивает себя, что неужели и он будет бить старушку по голове? В это мгновение он отрекается от проклятой идеи убийства и, ощутив гармонию, идёт домой с облегчением. Измученный переживаниями, он почему-то идёт не по прямой дороге, а через Сенную площадь. Тут он случайно слышит разговор Лизаветы Ивановны, сестры старухи-процентщицы, с каким-то мещанином и узнает, что на следующий день в семь часов вечера старуха будет одна. Эта новость звучит для него как приговор. Итак, завтра ему представляется удобный случай исполнить задуманный план. И он вспоминает, как зародилась эта идея.

Однажды знакомый студент сообщил ему адрес Анны Ивановны. Месяца полтора тому назад Раскольников вынужден был заложить у неё золотое кольцо. По дороге от процентщицы он зашел в какой-то плохенький трактир. Тут, прислушиваясь к разговору своих соседей — студента и офицера — он, к своему удивлению услышал, что они говорят о старухе, у которой он только что был.

Студент рассказывал о её сестре о том, какая она тихая и безответная, как её третирует старуха: он нападал на последнюю за скупость и заявил затем, что, по его мнению, не было бы особенными грехом убить эту грязную старуху, чтобы употребить её деньги на помощь людям, а впоследствии искупить вину тысячью добрых дел.

Этот разговор взволновал Раскольникова, так как в его голове уже раньше возникала, подобная мысль...

Возвратившись с Сенной, Раскольников просидел некоторое время без движения, а затем заснул. Его разбудила Настасья: он немного поел и опять лег. Очнулся он, услышав, что бьют часы. Он понял, что било семь часов и поспешил встать. Времени оставалось немного. Нужно было еще приделать петлю для топора. Он сделал эту работу, взял давно приготовленный «заклад», т.е. кусок дерева, обернутый и тщательно привязанный, и, услышав на дворе чей-то крик «седьмой час давно», бросился скорей из комнаты. Предстояло еще украсть топор из хозяйской кухни. Это, однако, не удалось, т. к. Настасья как раз хлопотала на кухне. Топор он увидел в дворницкой и тотчас воспользовался им. Шел он спокойно и по дороге думал о разных посторонних вещах. Незаметно проскользнул он в ворота и благополучно добрался до квартиры старухи. Дело обходится благополучно. Позвонив в дверь, он отталкивает старуху и буквально врывается в квартиру. Взяв предполагаемый заклад, старуха отворачивается к окну, чтобы разглядеть его и в это время Раскольников ударяет её топором по голове. Затем он, путаясь и волнуясь, начинает разыскивать ключи и разбирать драгоценности старухи. За этой работой застает его вернувшаяся домой Елизавета. Он убивает и её. Покончив с ней, он старательно вымывает на кухне топор и соображает, что нужно уходить. Но не успевает он еще начать спускаться с лестницы, как слышит шаги людей, подымающихся наверх. Он запирается в квартире старухи. Тщетно прождав некоторое время за дверью, посетители замечают, что она заперта на крючок изнутри. Они уходят за дворником и в это время Раскольников успевает спуститься до третьего этажа, где в пустой квартире выжидает, пока дворник с нежданными визитёрами не пройдут мимо. С топором дело обходится также благополучно: Раскольников кладет его на старое место в дворницкую. Затем он поднимается к себе, бросается на диван и впадает в забытье.

Часть II.

Так пролежал он довольно долго. Наконец он приходит в себя, и вспоминает, что еще ничего не успел спрятать из того, что взял у старухи, что сам он в том же виде, в каком явился вчера домой. Он с лихорадочной поспешностью осматривает свой костюм и прячет взятые вещи за ободранные обои.

Через некоторое время получает он повестку, по которой его требуют в контору полицейского участка.

Раскольников отправляется, готовый ко всему. Оказывается, что его пригласили с тем, чтобы предъявить требование квартирной хозяйки выплатить долг. Он обращает на себя внимание, потеряв сознание, когда слышит спор квартального со своим помощником о вчерашнем убийстве. Его, однако, отпускают. «Обыск, обыск!» - твердит он, торопясь домой. Дома он наскоро собирает вещи, взятые у старухи. После некоторых колебаний он прячет их под камнем где-то у забора, в глухом загороженном месте около В-ского проспекта. Затем вновь отправляется к Разумихину, которого оставляет в недоумении. Раскольников отправляется домой. Дрожа ложится он на свой диван; его начинает давить кошмар, а затем вскоре он впадает в беспамятство или вернее в какой-то лихорадочный бред. Придя в себя через четверо суток, он застает Настасью с артельщиком, который передает ему от купца Вахрушкина тридцать пять рублей. Во время их разговора входит Разумихин. Он рассказывает Раскольникову о его болезни, а затем приносит купленные для него принадлежности костюма. Затем является Зосимов, который лечит Раскольникова. Осмотрев больного, он начинает разговаривать с Разумихиным. Между прочим, у них завязывается спор по поводу убийства старухи-процентщицы, и Раскольников чуть не выдаёт себя неосторожным восклицанием.

Входит новое лицо. Это оказывается П.П. Лужин. Он встречает со стороны Раскольникова весьма холодный прием, но все же завязывает разговор с Зосимовым и Разумихиным. Раскольников спрашивает Лужина, правда ли, что он желал бы иметь невестой нищую, которую он мог бы благодетельствовать, а затем, разгорячась, обещает его спустить с лестницы. Глубоко оскорбленный, Лужин спешит удалиться. Разумихин с Зосимовым также скоро уходят. Оставшись один, Раскольников поспешно одевается и выходит на улицу. Он проходит по привычке через Сенную и заходит в трактир «Хрустальный дворец». Тут встречает он Заметова, письмоводителя полицейского участка, и, почувствовав неодолимое желание подразнить последнего, почти открывает ему свое преступление, а затем высмеивает его и, оставив собеседника в недоумении, уходит. В дверях он сталкивается с Разумихиным, который выговаривает ему за то, что он встал больным с кровати, и безуспешно убеждает вернуться домой; затем Раскольников посещает квартиру, в которой он совершил убийство, расспрашивает тут маляров о замазанной луже крови, звонит в колокольчик и т. д. На улице Раскольников наталкивается в вечерней темноте на кучку людей, хлопочущих около человека, раздавленного экипажем. В этом человеке он узнает Мармеладова. Родион сообщает полицейскому его адрес, и Мармеладова переносят в квартиру. Начинается суматоха. Являются доктора и священник, а затем и Соня, за которой Катерина Ивановна послала старшую свою дочь — Поленьку. Мармеладов умирает. Раскольников отдает Катерине Ивановне оставшиеся у него 20 рублей на похороны и уходит, пообещав скоро опять зайти.

Он, заходит к Разумихину. От последнего он узнает, что Зосимов начинает подозревать его, Раскольникова, в ненормальности, что Заметов совсем уничтожен давешним уроком и что сам, Порфирий — следователь — хочет познакомиться с ним. В комнате Раскольникова они находят его мать и сестру, узнавших, что он «сбежал» больной, и в страхе ожидающих его. Увидев их, Раскольников лишается чувств, но, благодаря стараниям Разумихина, скоро приходит в себя.

Часть III.

Он просит мать и сестру прийти завтра и затем сообщает, что он против её брака с Лужиным и обещал давеча спустить с лестницы её жениха. По совету Разумихина, мать и дочь уходят в нанятые для них Лужиным номера. Разумихин провожает их и сравнительно успокаивается относительно Раскольникова.

На следующее утро они в сопровождении Разумихина отправляются к Раскольникову. По дороге Разумихин говорит о своём отношении к странностям в характере своего приятеля, к которому только он из всего курса относится с участием и пониманием. Ещё о том, что он (Раскольников) сделал предложение убогой дочери хозяйки, почему и жил в съёмной квартире бесплатно. Но после смерти «невесты» мать потребовала возместить потери. Между прочим, Пульхерия Александровна и Дуня сообщают Разумихину о письме Лужина, полученном ими. Лужин пишет о своем намерении окончательно переговорить с ними и выражает желание, чтобы Раскольников не присутствовал при их свидании. Он рассказывает о том, какое участие принимал Раскольников вчера в судьбе Мармеладовых, и упоминает о необъяснимой щедрости Родиона Романовича, который отдал свои все деньги дочери последнего, девице известного поведения. Свидание с Раскольниковым происходит на этот раз лучше. Дуня показывает ему письмо Лужина и просит его присутствовать вечером на их свидании. Во время их разговора на пороге появляется Сонечка Мармеладова. Смутившись, она передает Раскольникову просьбу Катерины Ивановны: непременно быть на поминках её погибшего мужа. Раскольников знакомит Соню с матерью и сестрой и сажает рядом с ними, как дочь того Мармеладова, который был вчера раздавлен каретой.

Затем Раскольников просит Разумихина сходить с ним к Порфирию, чтобы поговорить с последним о своих закладах, оставшихся у убитой старухи. Ему хочется узнать, что известно Порфирию Петровичу – следователю по делу об убийстве старухи-процентщицы. Во время посещения следователь наводит разговор на статью Раскольникова о преступлении, написанную полгода назад, и как бы дает знать ему, что он его сильно подозревает. Игра, которую он ведет, приводит в бешенство как Раскольникова, так и Разумихина.

Дома Раскольникову сообщает дворник, что его спрашивает какой-то мещанин. На вопрос Раскольникова, что ему нужно, последний называет его «убивцем». В ужасе бросается Раскольников к себе, ложится. Вскоре он забывается и видит сон, в котором повторяется сцена убийства. Придя в себя, он видит в дверях комнаты незнакомого мужчину. Последний рекомендуется ему помещиком Свидригайловым.

Часть IV.

Визитёр объясняет Раскольникову, что желал с ним познакомиться, так как имел к нему дело. Он сообщает затем, что по духовной недавно умершей жены его — Марфы Петровны — Дуня получает три тысячи рублей, что, кроме того, он сам намерен предложить ей десять тысяч и этим загладить те неприятности, которые он причинил ей, а также облегчить разрыв с Лужиным, который ей не пара. Далее он говорит, что сам он желал бы увидеться с Дуней. Все это он просить ей передать. Неоднократно Аркадий Иванович намекает, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что приводит последнего в бешенство.

Уходя Свидригайлов, сталкивается в дверях с Разумихиным, зашедшим, за Раскольниковым, чтобы идти с ним к его родным. Они приходят туда одновременно с Лужиным. Последний сообщает о приезде Свидригайлова. Раскольников передает свой только что бывший с ним разговор. Лужин, пикированный тем, что Раскольников при нем не хочет объяснять предложений Свидригайлова, собирается уходить. Дуня его удерживает. Дело кончается полным разрывом, и Лужина с позором выгоняют. Раскольников уходит, говоря, что ему необходимо на время расстаться с матерью и Дуней.

Он направляется к Соне. Он расспрашивает ее про нее самое, про Катерину Ивановну, целует ей ногу, говоря, что «кланяется страданию всего человечества», а затем просит ее прочесть из Нового Завета историю воскрешения Лазаря. Далее он убеждает её пойти вместе с ним, не объясняя, однако, куда, и обещается на следующий день сказать ей, кто убил Елизавету.

От Сони Раскольников идет к Порфирию. Тот высказывается еще ясней, чем в прошлый раз. Он снова доводит Раскольникова до бешенства, и тот почти сознается в своей виновности. Делу придает иной оборот внезапное появление работника Николая, который дает показание, что убил старуху он. Дома к Раскольникову является вчерашний мещанин и просит его простить за поклеп. Оказывается, что он присутствовал при сцене посещения Раскольниковым квартиры старухи, сообщил об этом Порфирию и во время последнего разговора Раскольникова с ним находился за дверью.

Часть V.

Между тем, у Катерины Ивановны готовятся к поминкам. Рядом с ней живет Лужин — у своего бывшего воспитанника Лебезятникова. Он просит последнего пригласить к себе Соню и дает ей для Катерины Ивановны 10 рублей, якобы для вспомоществования детям по потери кормильца. На поминки Лужин и Лебезятников, также приглашенные, не являются. Зато появляется Раскольников, что очень радует Катерину Ивановну. Вскоре приходит Соня и говорит об отказе Лужина быть на поминках. Между Катериной Ивановной и хозяйкой-немкой начинается одна из обычных ссор, которая прерывается внезапными появлением Лужина. Он заявляет, что Соня украла в его комнате со стола сторублёвый билет. Пришедшая в исступление от горя, Катерина Ивановна начинает обыскивать Соню и действительно находит ассигнацию. Дело разъясняет Лебезятников: оказывается, отдавая Соне упомянутые 10 рублей, Лужин незаметно сунул в карман ей сторублевую бумажку. Он, Лебезятников, видавший это, думал, что Лужин делает ей тайный сюрприз. Со своей стороны, проливает свет на это дело и Раскольников, объясняющий намерения, двигавшие Лужиным. Измученная всеобщим вниманием Соня уходит. Хозяйка гонит Катерину Ивановну с квартиры.

Раскольников между тем приходит к Соне и сознается ей в своем преступлении. Она уговаривает его пойти и сознаться. Их разговор прерывает появление Лебезятникова, который сообщает, что Катерина Ивановна наряжает детей, учит их петь и плясать, собираясь идти с ними на улицу просить подаяние. Соня поспешно уходит. Раскольников идет домой. К нему скоро приходит Дуня, чтобы сказать ему, что она знает подозрения, которые имеют против него, и готова всегда ему помочь. Вскоре за ней является Лебезятников. Он рассказывает, что Катерина Ивановна с детьми уже на улице. Они находят ее недалеко от квартиры Сони, окруженную толпой любопытных. Бросившись за напуганными толпой и побежавшими детьми, она, споткнувшись, падает. У неё начинает идти горлом кровь, и её переносят в комнату Сони, где она и умирает. В толпе появляется Свидригайлов. Он сообщает Раскольникову, что намерен обеспечить сирот, оставшихся после Катерины Ивановны, а затем Раскольников узнает, что он живет рядом с Соней и слышал все их разговоры.

Часть VI.

После этого для Раскольникова наступает какая-то странная пора. Ему кажется, что иногда его сознание тускнеет. — Он несколько раз видится со Свидригайловым, но о главном с ним не разговаривает. Он присутствует на отпевании Катерины Ивановны, а затем бродит по разным местам. Наконец, он возвращается домой. Вскоре к нему входит Разумихин. Он сообщает Раскольникову о болезни его матери и о том, что Дуня получила какое-то письмо, которое ее очень беспокоит, и, наконец, о, том, что убийца старухи найден. После него является Порфирий. Он объясняет Раскольникову, что для него лучше самому сознаться в своем преступлении так как то, что он его совершил, вполне очевидно.

Раскольников спешит к Свидригайлову. Он находит последнего в каком-то трактире и из его пьяного рассказа о Марье Петровне и о Дуне ясно может заключить, что Свидригайлов имеет какие-то виды на последнюю. Расставаясь с Свидригайловым, Раскольников не замечает Дуни, которая идет навстречу ему. Дуня со Свидригайловым приходят на квартиру, которая находится рядом с Сониной, остаются в комнате Свидригайлова. Он объясняет ей дело Раскольникова, говоря, что его участь зависит от неё. Когда, затем, Дуня просит выпустить ее, Свидригайлов запирает на ключ двери. Дуня стреляет в него из револьвера. Наконец, узнав, что Дуня никогда не может полюбить его, Свидригайлов выпускает ее. Вечер он проводит по разным трактирам; заходит к Соне и дает ей 3 тысячи, говоря, что уезжает в Америку. После этого он ночует в трактире на Петербургской стороне и затем застреливается на улице.

В тот же день Раскольников заходит проститься с матерью, сказав, что уезжает, видится с Дуней, а затем идет к Соне. От неё он отправляется на Сенную площадь и там на коленях целует землю, как наказывала ему Соня уже при их первом объяснении. Оттуда он идет в полицейскую контору и тут, после некоторого колебания, сознается в убийстве старухи.

Эпилог

Раскольникова, в виду некоторых благоприятных для него обстоятельств, приговаривают к 8 годам каторги. Мать его заболевает и вскоре умирает. Дуня выходит замуж за Разумихина, с первого свидания полюбившего ее. Соня идет за Раскольниковым на каторгу. В Сибири он относится к ней сначала как-то холодно, затем этот холод сменяется ощущением острой необходимости видеть её, он сближается с ней, и тут начинается его возрождение к новой жизни.

Text.ru - 96.61%