Традиционно в конце изучения темы обобщение, как правило, принадлежит учителю. Однако, на наш взгляд, гораздо важнее предоставить его ученикам. Заключительный урок должен стать всецело и полностью их уроком, своего рода праздником творческой мысли, проверкой того, насколько в каждом из них велика потребность выйти за рамки произведения, взглянуть на него со стороны, дать самостоятельную оценку. Опыт показывает, что учащиеся не любят возвращаться к тому, что пройдено, не признают механического повторного воспроизведения материала. Повторять, не повторяясь, – значит ещё раз продолжить начатое, но сделать это по-новому, укрупненно.

Общим достоянием учителей литературы стали уроки-семинары, которые обычно проводятся после изучения большой или особенно важной темы. Но чтобы обобщающая работа не стала повторением уже сделанного, важно найти новый подход к освещению темы, тот угол зрения, который поможет связать творчество писателя с сегодняшним днем, с интересами школьников. А это не всегда легко, потому что требует поиска проблемы, действительно волнующей юношество. Так, семинар после изучения романа Тургенева «Отцы и дети» был посвящен в одном из классов проблеме отцов и детей, а после изучения романа Чернышевского «Что делать?» в другом классе был назван «Новые люди Чернышевского. Устарели ли они?». Работа захватила учеников, они долго готовились, многое прочитали дополнительно. Темы оказались им близкими и нужными. Но значит ли это, что будущие десятые классы с тем же интересом откликнутся на них? Нужно будет, всматриваясь в школьников, искать новые темы. И в этом, пожалуй, главная особенность нашей работы. Реализуя воспитательные и образовательные задачи, можно воплотить подобные зачётные уроки в форму, условно названную «уроками честности». По сути, они становятся уроками самооценки. О проведении такого урока ребята узнают заранее, примерно за неделю, и получают вопросы, на которые нужно дать исчерпывающие ответы. Причем вопросы составляет не только учитель, но и учащиеся. Предварительно объявляется конкурс на вопрос, заставляющий думать (плюс один балл за лучший из предложенных). Готовясь к зачету, ученики должны вернуться к тексту произведения, заглянуть в учебник, литературно-критические статьи, обобщить работу, проделанную в классе.

Зачет проводится так: в начале урока старшеклассники могут в течение десяти минут ещё раз обдумать ответы, восстановить изученное в памяти. Сигналом готовности к ответу и оценке становятся карточки, которые поднимают ребята: зеленая — «ответ готов», красная — «нужна по-мощь консультанта». Часть урока уходит на консультации, которые проводят подготовленные школьники и учитель.

Затем предлагается самим оценить свои знания по пятибалльной системе и поставить оценки в дневники. Прежде чем расписаться под оценкой, учитель проходит по рядам, просматривает выставленные оценки, предлагая трем – четырем ученикам (по своему усмотрению) поочередно «защитить» выставленный балл. После этого оценки переносятся в классный журнал, в специально отведенную графу «Урок честности».

Ребята любят эти уроки: труд, затраченный на изучение и повторение материала, приносит им удовлетворение. Подготовка к зачету повышает их активность, развивает самокритичность, учит внутреннему самоанализу. Практика показала, что учащиеся не завышают оценок: им неловко предстать перед классом «нечестными», ведь каждую отметку надо уметь мотивировать. «Уроки честности» — завершающий этап при изучении крупной темы, и поэтому мы проводим их не чаще двух раз в четверть.

И ещё об одном итоговом уроке: о самом последнем в 9-11 классах. Мы условно называем его «Уроком памяти». Его необходимость подсказали учащиеся в сочинениях на тему «Урок, которого я жду». Это урок-праздник, урок, который запоминается надолго.

Готовясь к последнему уроку, ученики пишут сочинение «Мой любимый писатель», отвечая на четыре основных вопроса (они варьируются в зависимости от возраста): когда и как я впервые познакомился с творчеством писателя? Что меня больше всего привлекает в его книгах? Чем близки мне его герои и он сам? Как помогли его произведения в становлении моего характера? Какие цветы я выбрал бы как символ творчества писателя?

Когда сочинения написаны, создаются группы для подготовки к уроку. Необходимо принять общее решение, составить коллективные выступления, посвященные любимому писателю. Начинается момент творчества, который трудно переоценить. Так, например, при выборе цветов в память Чехова одни учащиеся предложили сначала составить букет из георгинов, близкий, по их мнению, взгляду писателя на мир. Однако ученица, читавшая письма Чехова, возразила: в одном из них писатель выразил нелюбовь к этим «надменным и спесивым цветам». Другой ученик предложил преподнести в память писателя ветку цветущей вишни, но и это предложение было отвергнуто. Чехов, по мнению учащихся, очень любил все живое и никогда бы не позволил украсить свою комнату срезанными ветками цветущего вишневого дерева.

Наконец, наступает долгожданный последний, заключительный урок. Празднично убран класс. На доске портреты писателей, с книгами которых ребята знакомились на уроках, выдержки из их произведений, обращенные к юному поколению. На столе ваза для цветов. Начинается разговор о значении литературы в жизни каждого из участников урока. Группы учащихся, подходя к портрету писателя, рассказывают о его творчестве, о своем отношении к нему, порой таком разном, ставят у портрета цветы, поясняя свой выбор. Именно такие уроки воспитывают любовь к нашему предмету.

Ранее опубликованные в разделе: