Человек и окружающий его мир в произведениях Бунина, Куприна, Короленко

 

Тема человека и его отношения к окружающему миру — одна из основных тем литературы. Любовь к природе, любовь к людям, любовь к родине — это затрагивается каждым большим писателем.

Иван Алексеевич Бунин — певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. В рассказе «Антоновские яблоки» практически нет сюжета, в нем одни описания природы, но она описывается так, что рассказ является шедевром русской литературы. Мир у Ивана Алексеевича всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или просто равнодушен. В рассказе «Кавказ» из цикла «Темные аллеи» после великолепного описания роскошной кавказской природы следует совершенно будничный рассказ о самоубийстве героя, настолько будничный и простой, что понимаешь — мир равнодушен к судьбе этого одинокого человека, мир всей своей красотой не может помочь решить ни одной проблемы.

В произведениях Владимира Галактионовича Короленко не так уж много пейзажных описаний, но они всегда появляются в ключевых моментах повествования, и природа всегда присутствует, даже когда об этом и не говорится впрямую. В рассказе «Река играет» автор хочет сказать читателю, что человек должен быть ближе к природе, естественней. Разочарование у повествователя вызывают «книжные народные разговоры» раскольников, их нетерпимость и фанатичность, а с безалаберным Тюлиным ему легко, так как Тюлин, близкий к природе и любящий её, не ставит себя выше других. От природы не может прийти никакого зла — такова мысль Короленко в рассказе «Лес шумит». Это произведение начинается с описания леса перед бурей и со страшноватой легенды о «хозяине леса» — лешем, который только ломает деревья. Но дед, рассказывающий об этом, утверждает, что если хозяина не трогать, то он ничего плохого не сделает, а «в лесу от людей страшнее дела бывали». Все зло в мире приходит только от людей, а Роман и Оксана, герои этого рассказа, были счастливы, пока жили в лесу, вдали от общества.

Примерно в такой же обстановке развивается действие купринской «Олеси». Героиня выглядит неотделимой от природы, она обладает её магической силой, слово «лес» слышится даже в её имени. И любовь предстает и у Куприна, и у Бунина как неодолимая сила, заложенная в самой основе этого мира, как сила, преображающая и мир, и людей, живущих в нем.

Трагизм одиночества, бросающий людей друг к другу, случайные встречи на месяц, неделю, день, приводящие к новым разрывам и страданиям — все это неизбежно. Мир жесток, но и прекрасен, и с этим необходимо смириться, только тогда и стоит жить. Итак, тема природы логическим образом приводит нас к теме любви, счастья или несчастья, одиночества и близости. Обо всём этом и писали Бунин, Куприн и Короленко — такие разные по своим идеям и художественным принципам, но единые в своей любви к родной, русской природе.

Ранее опубликованные в разделе:

Top