Поэзия Кондратия Федоровича Рылеева по праву может быть названа поэзией гражданского подвига. В ней сочетаются традиции высокой поэзии Ломоносова и Державина с новыми чертами гражданского декабристского романтизма, вызванного к жизни патриотическим подъемом времен Отечественной войны 1812 года и обновлением всех сфер русской жизни после победного её завершения.

Рылеев родился в селе Батово близ Петербурга в семье мелкопоместного дворянина, полковника в отставке. В 1801 году был определен в 1-й кадетский корпус в Петербурге, который закончил в 1814 году с получением чина прапорщика. В 1814—1815 годах находился за границей в составе артиллерийской бригады, некоторое время жил в Париже.

По возвращении на родину он служил в конно-артиллерийской роте, расквартированной в Острогожске Воронежской губернии. В 1818 году Рылеев выходит в отставку и вскоре переезжает в Петербург, где поступает на службу в Петербургскую уголовную палату, а затем в Российско-Американскую торговую кампанию. Совместно с А.А. Бестужевым Рылеев издает альманах «Полярная звезда».

На протяжении 1821 —1823 гг. Рылеев публикует, а в 1825 году выпускает отдельным изданием цикл исторических стихотворений, объединенных общим названием «Думы». В них он поэтически изображает героев русской старины, известных деятелей отечественной истории. В посвящении к «Думам» Рылеев четко определил цель своих исторических песен (со ссылкой на слова польского писателя Ю.У. Немцевича (1757 или 1758—1841), давшего свои образцы исторических песен («Spiewy Historiczne»): «Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти…». Однако герои дум Рылеева зачастую не несли в себе подлинно исторических черт, отражая в значительной степени политические взгляды автора — убеждения декабриста.

Думы Рылеева сыграли свою роль в воспитании чувства патриотизма как современников, так и последующих поколений. Характерно, что дума «Смерть Ермака» (1821) стала народной песней. Дума «Иван Сусанин» послужила основой либретто оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Поэма Рылеева «Войнаровский» (1824—1825), незаконченные — «Наливайко» (1824—1825), «Гайдамак» (1825), «Палей» (1825), «Партизаны» (1825) являются яркими образцами романтических декабристских лиро-эпических произведений. Поэт-романтик изменяет контуры исторических лиц, стремясь создать образы патриотов, страдающих граждан, борцов с тиранией.

В соавторстве с А.А. Бестужевым Рылеев создал ряд агитационно-сатирических песен, написанных в живой форме, доступной простому народу. Эти песни верховный суд над декабристами признал особенно опасными и зловредными.

В октябре 1823 года Кондратий Федорович вступает в Северное тайное общество и вскоре становится одним из руководителей движения декабристов. Рылеев был убежденным сторонником отмены крепостного права, республиканского правления в России. В ночь на 14 декабря 1825 года на квартире у Рылеева состоялось собрание, на котором был принят окончательный план восстания.

Его пламенные слова о любви к отчизне зажигали многих на решительную борьбу. Декабрист Михаил Бестужев вспоминал: «…Как прекрасен был в этот вечер Рылеев! Он был нехорош собой, говорил просто, но не гладко; но когда он попадал на свою любимую тему — на любовь к родине, физиономия его оживлялась, черные, как смоль, глаза озарялись неземным светом, речь текла плавно, как огненная лава, и тогда, бывало, не устаешь любоваться им».

14 декабря на Сенатской площади Рылеев отдавал руководящие указания в ходе восстания. После его разгрома был арестован, провел семь месяцев в Алексеевской равелине Петропавловской крепости и 13 июля 1826 года вместе с четырьмя другими крупными деятелями декабристского движения — П.И. Пестелем, С.И. Муравьевым-Апостолом, М.П. Бестужевым-Рюминым, П.Г. Каховским — был казнен.

Творческий путь Кондратия Фёдоровича Рылеева оборвался очень рано, многим его творческим замыслам не суждено было осуществиться. Но его творчество, отмеченное гражданственностью, патриотизмом, прочно вошло в наше художественное наследие.