Александр Иванович Одоевский — поэт-романтик, автор знаменитого стихотворения «Струн вещих пламенные звуки…», которым он от лица всех сосланных декабристов ответил на послание А.С. Пушкина «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…»).

Поэзия Одоевского отличается проникновенно-эмоциональной тональностью, живописностью. Его поэтические раздумья, не лишённые элегического колорита, в то же время поражают «верой гордою в людей и жизнь иную» (Лермонтов), глубоким патриотизмом.

Александр Иванович Одоевский родился 26 ноября 1802 года в княжеской семье, получил основательное домашнее образование. Он рано проявил интерес к литературе, который поддерживался дружеским общением с А.С. Грибоедовым, писателем и литературным критиком В.Ф. Одоевским, драматургом и переводчиком А.А. Жандром, писателями-декабристами А.А. Бестужевым-Марлинским, К.Ф. Рылеевым. Сохранились лишь немногие стихи, написанные Одоевским до декабристского восстания 1825 года («Иль, отбросив светских уз…», «Бал» и некоторые другие), так как, по собственному признанию, все не удовлетворявшие его стихотворения он уничтожал.

С 1821 года Одоевский служит в Конногвардейском полку. За год до декабристского восстания был принят в Северное общество. Он был одним из самых молодых участников декабристского движения, его политические взгляды ещё не устоялись, не были ясными и определенными, но, охваченный общим энтузиазмом борцов против крепостнических порядков, он готов был умереть за общее дело. «Ах! как славно мы умрем!» — воскликнул он на одном из совещаний членов тайного общества, узнав, что пришло время действовать. На Сенатской площади Одоевский командовал заградительной цепью.

После разгрома декабристов был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Переживания этого тяжелого периода отразились в его стихах «Утро», «Что мы, о Боже? — В дом небесный…» и др. Одоевский был приговорен к двенадцати годам каторги и в кандалах отправлен в Сибирь. Впоследствии срок каторжных работ был сокращен, и с 1833 по 1837 годы он находился на поселении в Елани (близ Иркутска), затем в Ишиме Тобольской губернии.

В годы каторги и ссылки раскрывается поэтический талант Одоевского. К 1829 году он создает ряд произведений на национально-исторические темы, развивая традиционно-декабристский мотив «вольности святой». В этих стихотворениях он основывается зачастую на летописных и житийных источниках, связанных с историей вольного Новгорода, Пскова, Смоленска («Зосима», «Неведомая странница», «Кутья», «Старица-пророчица», «Осада Смоленска»).

Поэт довольно широко разрабатывает характерную для декабристской лирики тему поэта и поэзии («Сон поэта», 1826—1827; «Тризна», 1828; «Умирающий художник», 1830), пишет «Элегию на смерть А.С. Грибоедова» (1829).

Одоевский одним из первых пишет стихи, посвященные женам ссыльных декабристов («Кн. М. Н. Волконской», 1829; «По дороге столбовой», 1831). В своей патриотической лирике он славит героев, которых в борьбе «за святую Русь» не страшат «неволя и казни» («Что за кочевья чернеются…», 1830).

В 1829—1830 годах Александр Иванович Одоевский создает крупное поэтическое произведение — историческую поэму «Василько» (дошла до нас не полностью), где высказывает идею единства Руси, выступая с осуждением княжеских междоусобиц. Теме единения славянских народов Одоевский посвящает стихотворение «Славянские девы» (1830), а мысль о единстве всех борцов за свободу звучит в стихотворении «Недвижимы, как мертвые в гробах…» (1831).

В 1837 году Одоевский был определен в действующую армию на Кавказ рядовым Нижегородского драгунского полка. Здесь происходит его встреча с М.Ю. Лермонтовым, с поэтом, публицистом Н.П. Огаревым, поэтом, переводчиком, мемуаристом Сатиным.

В последние годы жизни в творчестве Одоевского нередко звучат ноты одиночества и предчувствия близкой смерти («Куда несетесь вы, крылатые станицы?», 1837).

Умер Одоевский 15 августа 1839 года от малярии в укреплении Псезуапе (ныне поселок Лазаревское) близ Сочи. Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил своему рано ушедшему из жизни другу поэтическую эпитафию — стихотворение «Памяти А. И. Одоевского» (1839), где запечатлел обаятельный образ человека и поэта, сумевшего сохранить живую душу в тяжелых испытаниях:

…В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас:
Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и в жизнь иную.

Творчество Одоевского, насыщенное напряженными, мучительными раздумьями о сущности и смысле жизни, в значительной мере подготовило последующие искания русской поэзии.