Как и у любого поэта у Николая Гумилёва существуют определенные темы, какие-то из них встречаются на протяжении всего творчества, какие-то виды изменяются. Но лицом его творчества, визитной карточкой Гумилёва является героическая тема и, конечно же, экзотика. В первом сборнике «Путь конквистадоров» он создает свой романтический мир, страну только его мечты, куда рванулись и где живут его герои. Прекрасно иллюстрирует эту тему стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…»

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Как смутно в небе тихом и беззвездном!
Растет туман,… но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду…
Я конквистадор в панцире железном.
И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую

Конквистадор – это человек, открывающий необычный романтический мир. Конквистадор Гумилёва не только создатель этого мира, но и его завоеватель, поэтому он и конквистадор. Человек действия, ищущий, его мужество неиссякаемо. Эта тема получила развитие в более позднем стихотворном цикле «Капитаны» Гумилёв преклоняется перед подвигами моряков – первооткрывателей: Гонзальво и Кука, Лаперуза и де Гамы, перед несгибаемой силой духа всех «кто дерзает, кто хочет, кто ищет». Автору самому хочется:

Метко пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков.

На себе почувствовать все «ураганы, мальстремы, и мели». И в конце концов, найти далекую страну, «где ни ступала нога человеческая, где в солнечных рощах живут великаны и светят в прозрачной воде жемчуга». Героизм Гумилева в его поступках: добровольное вступление в армию, проявленный на фронте героизм, два Георгиевских креста, что, конечно, нашло отражение в творчестве и как подтверждение этому стихотворения «Война», «Наступление» и другие. Гумилёв воспевает войну:

И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты
За плечами воинов видны.

Он сравнивает поле битвы с «мирным селеньем в самый благостный из вечеров»:

Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет
И жужжат шрапнели словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед
А «ура» вдали – как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов

Но в войне должен быть победитель, и Гумилёв хочет, чтобы победитель тот, кто поверженному скажет: «милый, вот, прими мой братский поцелуй!». В стихотворении «Наступление» все меняется теперь это не святое дело. Война приносит людям много горя.

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Человек хочет выжить в этом аду.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Но несмотря на это Победа
Сладка и приятна.
И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

Следующая тема – тема экзотики. В сборнике «Романтические цветы» появляется стихотворение «Жираф».

Сегодня я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Ему грациозная стройность и нега дана.
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осилится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Гумилёв рассказывает о далекой Африке, он понимает реальная обыденная жизнь сера и скучна, но он старается показать девушке иную жизнь, где живут великолепные грациозные жирафы «с которыми равняться осмелится только луна», «где стройные пальмы и запах немыслимых трав». Но она «слишком долго вдыхала туман и верить не хочет во что-нибудь, кроме дождя». С этого стихотворения появляется тема Африки, которая есть почти во всех последующих сборниках, а «Шатер» полностью посвящен Африке. Почему Африка? Потому что это что-то уж совершенно необычное, чуждое, далекое, совсем не отсюда, постоянно живущая мечта. Стоит отметить, что Николай Степанович трижды был в Африке, изучал традиции, обычаи, фольклор африканских народов. «Абиссинские песни» интересны тем, что он пишет не об абиссинцах, а от имени воина, раба, и так далее.

Кто добудет в битве больше ружей
Кто зарежет больше итальянцев
Люди назовут того ашкером
Самой белой лошади негуса.
И слова нашему хозяину – европейцу!
Он храбр, но он не догадлив.
У него такое нежное тело,
Его сладко будет пронзить ножом.

Но не только Африка влекла Николая Степановича, он очень любил Италию, на этом перечень стран не заканчивается его можно продолжать и продолжать. Следующая тема – тема смерти она была актуальна для Гумилева на начальном этапе творчества. Хотелось бы рассмотреть стихотворение «Невеста льва». Молодую женщину приговорили к смертной казни и она готовится к смерти:

Мне не страшно, я ли скроюсь от грозящего врага?
Я надела алый пояс,
Янтари и жемчуга.

Она ждет смерти и принимает её как нечто ниспосланное свыше, смакует, как дорогое вино:

Вот в пустыне я и кличу:
«Солнце – зверь, я заждалась,
Приходи терзать добычу
Человеческую, князь!
Дай мне вздрогнуть в тяжких лапах,
Пасть и не подняться вновь,
Дай услышать страшный запах
Темный, пьяный, как любовь?

Еще одна тема России, появилась не сразу поэту понадобилось время для того, чтобы понять и осмыслить свою Родину.

О, Русь, волшебница суровая.
Повсюду ты свое возьмешь
Бежать? Но разве любишь новое
Иль без тебя да проживешь?

В стихотворении «Городок» Гумилёв описывает обыкновенный провинциальный городок

Над широкою рекой,
Пояском – мостом перетянутый,
Городок стоит небольшой,
Летописцем не раз упомянутый.
Здесь все так же как и в других городах.
На базаре всякий люд –
Мужики, цыгане, прохожие –
Покупают и продают,
Проповедуют слово Божие
И над всем этим, крест взнесен, символ власти ясной, отеческой

По моему мнению, автор считает православие основой «настоящей человечьей жизни». Гумилев очень любит свою Родину, сколько любви и теплоты в его стихах.

Знаю, в этом городке –
Человечья жизнь настоящая,
Словно лодочка на реке,
К цели ведомый уходящая

И в стихе «Старые усадьбы» описывается Русь обветшавшая, пришедшая в упадок.

В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.

И последняя тема любви.

О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!
В человеческой темной судьбе
Ты крылатый призыв к высоте.
Благородное сердце твое –
Словно герб отошедших времен.
Освящается им бытие
Всех земных, всех бескрылых племен
Если звезды, ясны и горды,
Отвернутая от нашей земли,
У нее есть две лучших звезды:
Это смелые очи твои.
И когда золотой серафим
Протруби, что исполнился срок,
Мы поднимем тогда перед ним,
Как защиту свой белый платок.
Звук замрет в задрожавшей трубе,
Серафим пропадет в вышине…
О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!